Сибирские огни, 1968, №3

откровенно пошлыми фарсами, пустейши­ ми фривольными опереттами и т. д. Но в годы реакции мистика, декаденщи- на, порнографические изделия Арцибашева или туманные по форме и откровению реак­ ционные, антигуманные по содержанию произведения таких писателей, как Ф. Сол­ логуб, стали буквально захлестывать театры. Тем поразительнее факт возникновения в эти годы театров в Нарыме и Колпашеве, созданных... политическими ссыльными. В Нарыме театр показал первую свою пре­ мьеру («Дни нашей жизни» Л. Андреева) 24 декабря 1909 года. Существовал театр до весны 1911 года. Среди таких произведе­ ний, как «Ревизор», «Лес», «Сирано де Б ер­ жерак», «Власть тьмы», «Борис Годунов», нарымчане увидели и героев «На дне». В 1910 году нарымский театр показывал спектакли в нескольких пунктах этою края. Некоторые подробности о деятельности театра рассказаны в петербургском журнале «Театр и ' искусство» № 36 за 1912 год в статье «Театр в тайге», подписанной — А. Росташев. Автор книги «Большевики в нарымской ссылке» Э. Хазиахметов (Ново­ сибирск, 1967) утверждает, что это — псев­ доним режиссера А. Ястребова. В данном случае для нас особенно интересно, что страстное и зовущее к борьбе горьковскоё слово звучало тогда (из уст политических ссыльных!) в таежной глухомани. Закры т был театр новым губернатором. Но понятно, что Нарымский театр, как действовавший систематически, был явлени­ ем из ряда вон выходящим, хотя изредка спектакли с участием ссыльных ставились в в других местах. А о том, что было типическим и повсе­ местно распространенным в театральной жизни провинции, наиболее выразительное в конкретное представление, пожалуй, смо­ гут дать многочисленные объявления в га­ зетах тех лет. Характерно, что конкуренты состязались в присвоении своим «заведени­ ям» модных названий: «Ресторан и концертный зал «Модерн». В субботу 28 октября. Невероятно! Не­ вообразимо! Сверхуспех! Ж у ткая мелодра­ ма в 3-х действиях «Ж е н щ и н а-п о л у- з в е рь » . И буквально рядом с этим объявлением еще более кричащим шрифтом напечатано: «Ресторан и концертный зал «Декаданс». 28 октября — бесподобный фурорный успех! Гигантский состав труппы! Представ­ лено будет пикантная комедия «В с т е н а х г а р е м а » . Во втором отделении — бле­ стящий дивертисмент-монстр. После окон­ чания специально для господ-мужчин за доплату будут показаны особые сценки». Вывески «Модерн», «Декаданс» мелька­ ли в разных городах и над ресторанными дверьми и над «электрическими театрами- иллюзионами». Это отвечало новым запросам не ж елав­ ших отстать от «моды», тех самых мещан, которых с такой беспощадной ненавистью осуждал Горький! Работали театры и не «совмещенные» с ресторанами. Скажем, в Иркутске их было два. И вот в одном из них (Городской театр под антрепризой И. М. Арнольдова) 1-го ноября в 1908 году состоялась премье­ ра «Детей солнца». Этот спектакль шел в непосредственном окружении таких, как «Генеральша Матрена», «Ночь любви», «Старческая любовь», «Герцогиня Кре- ветт», но вместе с тем тогда ставился и «Ревизор». 4-го ноября в газете «Сибирь» появилась рецензия, подписанная Le pitore. Но если за четыре дня до этого тот же театральный обозреватель закончил отзыв о спектакле «Герцогиня Креветт» (оперетта-фарс) сло­ вами: «А идея! Об этом смешно даж е го­ ворить. Ее и с фонарем не найдешь», то в данном случае, когда речь шла о горьков­ ской пьесе, рецензент ни словом не обмол­ вился об идейной ее значимости и выска­ зал лишь несколько замечаний об актерской игре, вроде того, что у исполнителя роли П авла Федоровича Протасова «не совсем отчетливая дикция и недостаточно внятное произношение шипящих звуков... Из осталь­ ных артистов надо отметить г-на Шорштей- на, прекрасно сыгравшего роль Чепурного, с верным малорусским акцентом... Очень недурны были г-жа Суханова в роли Ме­ ланьи и г-н Торский в роли художника Вагина». Случайно или нет уклонился рецензент от глазного? Вполне возможно, что об идейных замыслах Горького лучше было в те годы вообще не распространяться. Впрочем, умолчал он и о другом. Через два дня газета напечатала отчет о заседании Городской Думы, обсуждав­ шей работу театра И. М. Арнольдова (театр этот субсидировался Думой). К аза­ лось бы,— что может для нас быть инте­ ресного в сухом отчете? Но вот — вдумай­ тесь. Было отмечено, что на сцене «сплошь и рядом царствует порнография, недопу­ стимая даж е в шантане», а гласный Думы Люблинский с возмущением говорил, что артисты позволяют себе делать нескромные отсебятины даж е в таких пьесах, как «Де­ ти солнца». З а этим «даже» скрывается вы­ сокая оценка произведения Горького. Д о ­ кументальное свидетельство весьма выра­ зительное. Находим мы имя Горького в объявлени­ ях газеты «Сибирь» и в 1909 году. В но­ ябре, как раз через год после «Детей солн­ ца», театр Общественного Собрания (ста­ вивший в инсценировках «Шерлока Холмса», «Ната Пинкертона», «Женщину-сыщи- ка» и т. д., но вместе с тем и... «Гамлета»!) показал премьеру «На дне» в исполнении артистов Первого Иркутского драматическо­ го товарищества. Рецензент К. Дубровин- ский 11/XI сообщает: «Пьеса Горького сделалась одной из любимейших пьес иркутской публики, ви­ девшей ее бесконечное количество раз». Это свидетельство для нас очень ценно.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2