Сибирские огни, 1968, №3
откровенно пошлыми фарсами, пустейши ми фривольными опереттами и т. д. Но в годы реакции мистика, декаденщи- на, порнографические изделия Арцибашева или туманные по форме и откровению реак ционные, антигуманные по содержанию произведения таких писателей, как Ф. Сол логуб, стали буквально захлестывать театры. Тем поразительнее факт возникновения в эти годы театров в Нарыме и Колпашеве, созданных... политическими ссыльными. В Нарыме театр показал первую свою пре мьеру («Дни нашей жизни» Л. Андреева) 24 декабря 1909 года. Существовал театр до весны 1911 года. Среди таких произведе ний, как «Ревизор», «Лес», «Сирано де Б ер жерак», «Власть тьмы», «Борис Годунов», нарымчане увидели и героев «На дне». В 1910 году нарымский театр показывал спектакли в нескольких пунктах этою края. Некоторые подробности о деятельности театра рассказаны в петербургском журнале «Театр и ' искусство» № 36 за 1912 год в статье «Театр в тайге», подписанной — А. Росташев. Автор книги «Большевики в нарымской ссылке» Э. Хазиахметов (Ново сибирск, 1967) утверждает, что это — псев доним режиссера А. Ястребова. В данном случае для нас особенно интересно, что страстное и зовущее к борьбе горьковскоё слово звучало тогда (из уст политических ссыльных!) в таежной глухомани. Закры т был театр новым губернатором. Но понятно, что Нарымский театр, как действовавший систематически, был явлени ем из ряда вон выходящим, хотя изредка спектакли с участием ссыльных ставились в в других местах. А о том, что было типическим и повсе местно распространенным в театральной жизни провинции, наиболее выразительное в конкретное представление, пожалуй, смо гут дать многочисленные объявления в га зетах тех лет. Характерно, что конкуренты состязались в присвоении своим «заведени ям» модных названий: «Ресторан и концертный зал «Модерн». В субботу 28 октября. Невероятно! Не вообразимо! Сверхуспех! Ж у ткая мелодра ма в 3-х действиях «Ж е н щ и н а-п о л у- з в е рь » . И буквально рядом с этим объявлением еще более кричащим шрифтом напечатано: «Ресторан и концертный зал «Декаданс». 28 октября — бесподобный фурорный успех! Гигантский состав труппы! Представ лено будет пикантная комедия «В с т е н а х г а р е м а » . Во втором отделении — бле стящий дивертисмент-монстр. После окон чания специально для господ-мужчин за доплату будут показаны особые сценки». Вывески «Модерн», «Декаданс» мелька ли в разных городах и над ресторанными дверьми и над «электрическими театрами- иллюзионами». Это отвечало новым запросам не ж елав ших отстать от «моды», тех самых мещан, которых с такой беспощадной ненавистью осуждал Горький! Работали театры и не «совмещенные» с ресторанами. Скажем, в Иркутске их было два. И вот в одном из них (Городской театр под антрепризой И. М. Арнольдова) 1-го ноября в 1908 году состоялась премье ра «Детей солнца». Этот спектакль шел в непосредственном окружении таких, как «Генеральша Матрена», «Ночь любви», «Старческая любовь», «Герцогиня Кре- ветт», но вместе с тем тогда ставился и «Ревизор». 4-го ноября в газете «Сибирь» появилась рецензия, подписанная Le pitore. Но если за четыре дня до этого тот же театральный обозреватель закончил отзыв о спектакле «Герцогиня Креветт» (оперетта-фарс) сло вами: «А идея! Об этом смешно даж е го ворить. Ее и с фонарем не найдешь», то в данном случае, когда речь шла о горьков ской пьесе, рецензент ни словом не обмол вился об идейной ее значимости и выска зал лишь несколько замечаний об актерской игре, вроде того, что у исполнителя роли П авла Федоровича Протасова «не совсем отчетливая дикция и недостаточно внятное произношение шипящих звуков... Из осталь ных артистов надо отметить г-на Шорштей- на, прекрасно сыгравшего роль Чепурного, с верным малорусским акцентом... Очень недурны были г-жа Суханова в роли Ме ланьи и г-н Торский в роли художника Вагина». Случайно или нет уклонился рецензент от глазного? Вполне возможно, что об идейных замыслах Горького лучше было в те годы вообще не распространяться. Впрочем, умолчал он и о другом. Через два дня газета напечатала отчет о заседании Городской Думы, обсуждав шей работу театра И. М. Арнольдова (театр этот субсидировался Думой). К аза лось бы,— что может для нас быть инте ресного в сухом отчете? Но вот — вдумай тесь. Было отмечено, что на сцене «сплошь и рядом царствует порнография, недопу стимая даж е в шантане», а гласный Думы Люблинский с возмущением говорил, что артисты позволяют себе делать нескромные отсебятины даж е в таких пьесах, как «Де ти солнца». З а этим «даже» скрывается вы сокая оценка произведения Горького. Д о кументальное свидетельство весьма выра зительное. Находим мы имя Горького в объявлени ях газеты «Сибирь» и в 1909 году. В но ябре, как раз через год после «Детей солн ца», театр Общественного Собрания (ста вивший в инсценировках «Шерлока Холмса», «Ната Пинкертона», «Женщину-сыщи- ка» и т. д., но вместе с тем и... «Гамлета»!) показал премьеру «На дне» в исполнении артистов Первого Иркутского драматическо го товарищества. Рецензент К. Дубровин- ский 11/XI сообщает: «Пьеса Горького сделалась одной из любимейших пьес иркутской публики, ви девшей ее бесконечное количество раз». Это свидетельство для нас очень ценно.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2