Сибирские огни, 1968, №3
Дореволюционный Новониколаевск не имел ни одной профессиональной драмати ческой труппы, хотя любительские коллек тивы то там, то здесь возникали. Некоторые сведения на этот счет сооб щил нам известный общественный деятель Новосибирска, старожил города Г. И. К а зарновский, использовавший их для своей дипломной работы в ГИТИСе. Группа лю бителей под руководством Мезенцева пока зывала в 1909— 1910 годах «Дети солнца» и «На дне». Мезенцев работал главным бух галтером мельницы, и его «прозаическая профессия» 'была, казалось, весьма далека от искусства Мельпомены. Но это не меша ло ему стать подлинным энтузиастом теат рального искусства, одаренным режиссером и организатором. Спектакли, как рассказывала Г. И. Ка зарновскому в сороковых годах одна из их участниц А. М. Дубовицкая, собирали мно го народу и шли с успехом. Однако успех этот привлек пристальное внимание... полиции. Мезенцев был экстрен но вызван к высокому начальственному ли цу и получил строгое «внушение». Спектак ли были прекращены. Ставили изредка Горького в Новонико- лаевске гастволеры. Так, в номере газеты «Обь» от 18 мая 1909 года можно про честь: «Сад-театр Е. Андреевой. Сегодня артистами императорских театров А. В. Щейндель, Е. И. Кировой и А. А. Тольским с томской труппой М. И. Каширина пред ставлено буде 1 «Дети солниа». Пьеса в 4 д. соп.-ния М. Горького»1. К сожалению, по пытки найти рецензию не увенчались успе хом — или она вообще по тем или щным причинам не появилась, или напечатана в айном из тех номеров, которые в подшив ке отсутствуют. И поэтому составить хоть какое-нибудь представление о качестве, о стиле спектакля пока еще нет возможности. Можно лишь предполагать, что шла пьеса в сильно урезанном виде,— революция была к этому времени задавлена, и уже свиреп ствовала реакция. В эти годы произведения Горького допускались на сцену не часто. Через три года в Новониколаевске была показана инсценировка «Мальвы». В ре цензии, подписанной «Figaro» («Голос Си бири», 26 сентября 1912 года), находим су щественный штрих: «Артисты Томского те атра «Буфф», поставившие у нас 22—23 сентября два спектакля («Простые парни» Аверченко и «Мальва» Горького) не собра ли публики. Очевидно, наши зрители более предпочитают фокусничество, чем серьезное искусство,— так лишь несколько дней на зад фокусники японцы привлекли в театр ьуюго публики. Между тем, небольшая труп па гастролеров заслуживает внимания». Д алее рецензент очень высоко оценива ет работу молодой артистки Дружининой, выступившей «в яркой роли Мальвы». — ______ 1 Неясно, действительно ли стали недавние участники этой самой труппы М. И. Каширина артистами «императорских театров» или это — только для рекламы. Вероятно, немногочисленные новонико- лаевцы, пришедшие в тот далекий осенний вейер на спектакль томичей, познакомились с действительно интересным актерским до стижением. Они, по отзыву рецензента, с нарастающим волнением следили за стран ной, но глубокой в своих переживаниях, вольнолюбивой женщиной, «поэтически кра сивый образ которой» творила на их глазах Дружинина, заставлявш ая душу своей ге роини «сверкать игрой самоцветного кам ня». К сожалению, мы ничего не знаем о дальнейшей творческой биографии этой ак трисы (как и о том, какое реальное лицо, жившее тогда в Новониколаевске, укрылось за псевдонимом «Figaro»). Но в данном случае речь идет о перево де на язык театрального искусства раннего лирико-романтического рассказа Горького, хотя и в этом рассказе исследуется разное отношение к жизни — близкое автору и не навистное ему. Как была решена в инсцени ровке и спектакле эта тема, по рецензии судить нельзя. А сейчас нам представляется более су щественным вопрос о том, как складыва лась в Сибири в мрачные годы реакции сце ническая судьба т е / пьес Горького, кото рые вызывали здесь бурные отклики, как бы смешивающиеся с кличами революционных демонстраций, а также — смогли ли ознако миться сибирские зрители с новыми произ ведениями горьковской драматургии. В первые годы после того, как «гене ральная репетиция Октября» была в конце концов сорвана царизмом, пьесы ее Буре вестника проникали на сцены чрезвычайно редко, только по какой-либо «оплошности» местных властей. Так было повсеместно в стране, и сибирские театры в этом смысле не представляли собой исключения. В тече ние нескольких ближайших к этому време ни лет репертуар русских театров строился весьма специфично. Если уж в Московском Художественном стал наблюдаться тогда некоторый крен в сторону далеких от жиз ни -символистских, мистических произведе ний, то что же говорить, о провинциальных театрах? Рассказывая о постановках первых горь ковских пьес в Сибири, мы, конечно, не за бываем того факта, что, как правило, лю бая, поставленная на сцене пьеса не жи вет в некоем репертуарном «вакууме»: у нее всегда немало соседок — одна «прописана» на весь сезон или даж е на много сезонов, другая оказывается кратковременной квар тиросъемщицей сценической жилплощади, третья поселится здесь завтра, потеснив кого-то на афише. Пестрота и зигзагообразность репертуа ра большинства провинциальных театров приводила к тому, что пьесы Горького с самого начала нередко соседствовали на афише не только с пьесами Островского, Чехова, Шекспира или пьесами Л. Андреева (уходившего постепенно от реализма к мистике и модернистскому формотворчест ву), Найденова, Чирикова, Айзмана, в о и о
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2