Сибирские огни, 1968, №3

Дореволюционный Новониколаевск не имел ни одной профессиональной драмати­ ческой труппы, хотя любительские коллек­ тивы то там, то здесь возникали. Некоторые сведения на этот счет сооб­ щил нам известный общественный деятель Новосибирска, старожил города Г. И. К а­ зарновский, использовавший их для своей дипломной работы в ГИТИСе. Группа лю­ бителей под руководством Мезенцева пока­ зывала в 1909— 1910 годах «Дети солнца» и «На дне». Мезенцев работал главным бух­ галтером мельницы, и его «прозаическая профессия» 'была, казалось, весьма далека от искусства Мельпомены. Но это не меша­ ло ему стать подлинным энтузиастом теат­ рального искусства, одаренным режиссером и организатором. Спектакли, как рассказывала Г. И. Ка­ зарновскому в сороковых годах одна из их участниц А. М. Дубовицкая, собирали мно­ го народу и шли с успехом. Однако успех этот привлек пристальное внимание... полиции. Мезенцев был экстрен­ но вызван к высокому начальственному ли­ цу и получил строгое «внушение». Спектак­ ли были прекращены. Ставили изредка Горького в Новонико- лаевске гастволеры. Так, в номере газеты «Обь» от 18 мая 1909 года можно про­ честь: «Сад-театр Е. Андреевой. Сегодня артистами императорских театров А. В. Щейндель, Е. И. Кировой и А. А. Тольским с томской труппой М. И. Каширина пред­ ставлено буде 1 «Дети солниа». Пьеса в 4 д. соп.-ния М. Горького»1. К сожалению, по­ пытки найти рецензию не увенчались успе­ хом — или она вообще по тем или щным причинам не появилась, или напечатана в айном из тех номеров, которые в подшив­ ке отсутствуют. И поэтому составить хоть какое-нибудь представление о качестве, о стиле спектакля пока еще нет возможности. Можно лишь предполагать, что шла пьеса в сильно урезанном виде,— революция была к этому времени задавлена, и уже свиреп­ ствовала реакция. В эти годы произведения Горького допускались на сцену не часто. Через три года в Новониколаевске была показана инсценировка «Мальвы». В ре­ цензии, подписанной «Figaro» («Голос Си­ бири», 26 сентября 1912 года), находим су­ щественный штрих: «Артисты Томского те­ атра «Буфф», поставившие у нас 22—23 сентября два спектакля («Простые парни» Аверченко и «Мальва» Горького) не собра­ ли публики. Очевидно, наши зрители более предпочитают фокусничество, чем серьезное искусство,— так лишь несколько дней на­ зад фокусники японцы привлекли в театр ьуюго публики. Между тем, небольшая труп­ па гастролеров заслуживает внимания». Д алее рецензент очень высоко оценива­ ет работу молодой артистки Дружининой, выступившей «в яркой роли Мальвы». — ______ 1 Неясно, действительно ли стали недавние участники этой самой труппы М. И. Каширина артистами «императорских театров» или это — только для рекламы. Вероятно, немногочисленные новонико- лаевцы, пришедшие в тот далекий осенний вейер на спектакль томичей, познакомились с действительно интересным актерским до­ стижением. Они, по отзыву рецензента, с нарастающим волнением следили за стран­ ной, но глубокой в своих переживаниях, вольнолюбивой женщиной, «поэтически кра­ сивый образ которой» творила на их глазах Дружинина, заставлявш ая душу своей ге­ роини «сверкать игрой самоцветного кам ­ ня». К сожалению, мы ничего не знаем о дальнейшей творческой биографии этой ак­ трисы (как и о том, какое реальное лицо, жившее тогда в Новониколаевске, укрылось за псевдонимом «Figaro»). Но в данном случае речь идет о перево­ де на язык театрального искусства раннего лирико-романтического рассказа Горького, хотя и в этом рассказе исследуется разное отношение к жизни — близкое автору и не­ навистное ему. Как была решена в инсцени­ ровке и спектакле эта тема, по рецензии судить нельзя. А сейчас нам представляется более су­ щественным вопрос о том, как складыва­ лась в Сибири в мрачные годы реакции сце­ ническая судьба т е / пьес Горького, кото­ рые вызывали здесь бурные отклики, как бы смешивающиеся с кличами революционных демонстраций, а также — смогли ли ознако­ миться сибирские зрители с новыми произ­ ведениями горьковской драматургии. В первые годы после того, как «гене­ ральная репетиция Октября» была в конце концов сорвана царизмом, пьесы ее Буре­ вестника проникали на сцены чрезвычайно редко, только по какой-либо «оплошности» местных властей. Так было повсеместно в стране, и сибирские театры в этом смысле не представляли собой исключения. В тече­ ние нескольких ближайших к этому време­ ни лет репертуар русских театров строился весьма специфично. Если уж в Московском Художественном стал наблюдаться тогда некоторый крен в сторону далеких от жиз­ ни -символистских, мистических произведе­ ний, то что же говорить, о провинциальных театрах? Рассказывая о постановках первых горь­ ковских пьес в Сибири, мы, конечно, не за­ бываем того факта, что, как правило, лю­ бая, поставленная на сцене пьеса не жи­ вет в некоем репертуарном «вакууме»: у нее всегда немало соседок — одна «прописана» на весь сезон или даж е на много сезонов, другая оказывается кратковременной квар­ тиросъемщицей сценической жилплощади, третья поселится здесь завтра, потеснив кого-то на афише. Пестрота и зигзагообразность репертуа­ ра большинства провинциальных театров приводила к тому, что пьесы Горького с самого начала нередко соседствовали на афише не только с пьесами Островского, Чехова, Шекспира или пьесами Л. Андреева (уходившего постепенно от реализма к мистике и модернистскому формотворчест­ ву), Найденова, Чирикова, Айзмана, в о и о

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2