Сибирские огни, 1968, №3
Горьким) «бессеменовского мира» должно «возбудить в обществе отвращение и пока зать путь к новой, светлой жизни». И, вероятно, омский театр времен пер вой революции в какой-то мере осуществлял этот своеобразный и рискованный «наказ», ибо автор книги об этом театре С. Л андау сообщает о пении в антрактах революцион ных песен и о хранящемся в архиве секрет ном предписании жандармского управления полицмейстеру по поводу того, что в теат ре «в момент опускания занавеса с верхне го яруса разбрасываются в громадном ко личестве прокламации омского комитета РСД РП ; необходимо срочно обнаружить виновных...» Что и говорить, в данном случае свиде тельство жандармского управления о «гро мадном количестве прокламаций» в зритель ном зале мы можем считать абсолютно а в торитетным! Можно высказать уверенность, что еще многие полицейские и жандармские «рецен зии» на горьковские спектакли будут разы сканы в разных сибирских городах. В Томск в 1906 году не впервые приеха- ■"ла драматическая труппа М. И. Каширина. Ж урнал «Томский театрал» в номере 3—4 поместил обзор первых спектаклей — «Крылья связаны» Потапенко, «Дачники» Горького, «Авдотьина жизнь» и «Евреи» Чирикова. Обзор сводится в основном к оценке актерских работ. И с этой точки зрения для нас суще ственно, что автор обзора считает интерес но исполненными в «Дачниках» роли Марьи Львовны (артистка Гнедич), Варвары Ми хайловны Басовой- (артистка Шейндель), Власа (артист Тольский, который лишь ино гда играл «суховато», но в целом вел роль хорошо), Двоеточия (артист Раковский). Дело в том, что в этой до дерзости боевой пьесе о резком размежевании интел лигенции, пьесе, вызывавшей на первых представлениях скандалы, а вслед за этим — полные ненависти отзывы мракобе сов,— названные обозревателем действую щие лица входят (кроме Двоеточия) в стан революционеров. В первую очередь это — Марья Львовна, но вместе-с ней и Влас, а в конце к ним приходит и В арвара Михай ловна. Непримиримо борятся Влас и Марья Львовна с омещанившимися, закисшими в мелких эгоистических интересах интеллиген тами из противоположного лагеря. Кстати, ведь и упомянутый в обзоре старик-богатей Двоеточие тоже подвергается воздействию Марьи Львовны и приходит к решению — приносить общественную пользу. Надо, впрочем, заметить, что положи тельно отзываясь о работе исполнителей этих ролей, автор обзора лишь в одном случае высказывается более или менее под робно, утверждая, что В арвара Михайлов на Басова — в обрисовке актрисы Шейн дель — «реальный живой тип женщины, ко торую давит мертвящая обстановка окру- / жающей среды и которая стремится выр ваться из нее». Социальный смысл понра вившихся рецензенту сценических образов Марьи Львовны и Власа, призывающих к революции, он предпочел не расшифровы вать. Но и сказанного достаточно. Противоположное отношение должев вызвать у нас другой горьковский спек такль, поставленный в Томске тоже в' 1906 году. В том же номере «Томского театрала» опубликовано окончание большой статьи о пьесе и спектакле «Дети солнца». Предше ствующего номера, где напечатано начало ее, нет даж е в библиотеке Томского универ ситета! Автор статьи подробно и, в общем, интересно, хотя и спорно, разбирает содер жание пьес. И хотя считает, что Горький здесь «часто слишком сгущает краски», все же утверждает, что пьеса сценична и что в ней, «как, впрочем, и везде у Горького, рас сыпано много чрезвычайно ценных и ярких мыслей». Переходя к оценке спектакля, он пишет: «Поставленные 4-го февраля на сцене общественного собрания «Дети солнца» про шли весьма бледно. Об ансамбле не может быть и речи... Видна была недостаточно хорошая срепетовка и небрежнее отношение к деталям, иногда очень ценным». А заклю чает автор свой отзыв с нескрываемым гневом: «Высокоталантливый автор и громкое название пьесы заинтриговали нашу ж ад ную до новинок публику: г-жа Краснова я К° решили использовать заинтересованность публики и поставить пьесу. Сказано, сдела но... Публика нахлынула массами, сбор — большой, чего же еще желать? Обидно за Горького и несколько стыд но за г-жу Краснову и К0». Подписана статья инициалами — Г. В. Кажется, мы имеем возможность с уверен ностью назвать автора. В списке сотрудни ков журнала упомянут Георгий Вяткин, а он часто под своими печатными выступления ми ставил эти инициалы. Д а, отнюдь не все горьковские спектак ли были по-настоящему удачными. Порою они достигали лишь среднего уровня, а ча ще — и вообще не могли, как большинство провинциальных постановок, найти «ключ» к пьесам Горького, лишенным внешнего но ваторства и, на поверхностный взгляд, не очень «новым» в сравнении с формой че ховской драматургии. Многим театраль ным коллективам не по плечу оказывались эти социально-философские пьесы, в кото рых политический пафос, вроде бы обна женный, воплощался в непримиримых стол кновениях самобытных характеров, психо логических конфликтах ярчайших человече ских индивидуальностей! Вот почему так быстро родилась «утешительская» (в дан ном случае — самоутешительская) легенда об их «несценичности». У нас нет возможности подробно гово рить о горьковских спектаклях времен ре волюции пятого года, родившихся в городе, ставшем ныне одним из самых театральных городов страны, А тогда...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2