Сибирские огни, 1968, №3

льесе, сумел дать прекрасную массовую сцену в третьем действии... Декоратор отли­ чился также. Его подвал был похож не на декорацию, а на художественно исполнен­ ную картину. Впечатление было так велико, что зритель всецело погружался в атмосфе­ ру душного подвала с низкими сводами». Создав, таким образом, ценное для нас представление о внешнем облике спектакля, рецензент лишь «расставляет отметки» его участникам, но уходит от характеристики идейного смысла того, что увидел на сцене и сообщает: «Публики было полно». И вот эта информация весьма многозначительна, особенно если вспомнить, что «На дне» бы­ ло показано иркутской публике почти сразу вслед за «Мещанами». Итак, в Иркутске первые горьковские спектакли поставлены интересным режиссе­ ром. В газетной рецензии он не назван. О том, кто это был, сообщает в своей книге П. Маляревский: в Иркутске работал тогда К. А. Марджанов. И одно это об­ стоятельство позволяет верить в весомость тех иркутских постановок Горького. О недостаточной изученности дореволю­ ционной театральной жизни Сибири свиде­ тельствует, например, такой факт. В книге известного театроведа С. С. Данилова «Горький на сцене» (изд. «Искусство», Л .—М., 1958), где есть «Материалы к лето­ писи постановок произведений Горького» (с 1901 года) не упоминается ни один из н а ­ званных выше спектаклей в сибирских го­ родах. И поэтому естественно, что расска­ зав на стр. 29 о постановке в конце 1904 го­ да в Риге пьесы «Дачники» и уточнив: «Ставил молодой,. впоследствии получив­ ший громкую известность режиссер К. А. М арджанов (Марджанишвили) при ближайшем участии автора»,— С. С. Д ани­ лов не знал о том, что Марджанов рабо­ тал над этим спектаклем уже обогащенный иркутским опытом, представляющим собой одну из интересных начальных страниц его творческой биографии. (До того он поста­ вил «Мещан» в Уфе, где сам играл Нила). О марджановских постановках пьес Горь­ кого в Иркутске довольно подробно гово­ рится в интересной монографии Г. Крыжиц- кого «К. А. М арджанов и русский театр», вышедшей в 1958 году. Но анализируя от­ зывы местной прессы, Г. Крыжицкий, к со­ жалению, допустил досадный просмотр. Он утверждает: «О спектакле «На дне», кото­ рый прошел рекордное количество раз, га­ зета «Восточное обозрение» умудрилась вообще не проронить ни слова...» Вероятно, исследователь почему-либо просто не видел № 230 «Восточного обозре­ ния» за 1903 год, где опубликован как раз очень доброжелательный отклик на этот спектакль. Г азета сообщала, что на премье­ ре собрался «ареопаг судей и строгих кри­ тиков», настроенных весьма скептически. Но лед недоверия был разбит: «Пьеса про­ шла с большим успехом». Ставились пьесы Горького в те годы и в Барнауле. Краевой музей прислал нам чет­ кий фотоснимок программки спектакля на­ чала века. Она гласит: «В пятницу 21 ноября 1903 года. 17-й спектакль. В доме Общества попечения о начальном образовании поставлена будет известная пьеса Горького «На дне»». После списка действующих лиц и испол- нителей-любителей (Костылева играл М. Во­ ротников, Наташу — О. Орлова, Ваську Пепла — И. Сегедий, Настю — О. Овчинни­ кова, Сатина — В. Дорошевский, Луку — М. Путинцев и т. д.) указано: «Распоряди­ тель кружка А. Лесневский». По воспоми­ наниям старожилов, Лесневский был глав­ ным инженером Алтайского Горного округа и часто ставил спектакли. В том же году барнаульцы увидели и «Мещан», которые потом возобновлялись. На сцене Омского театра спектакли «На дне» и «Мещане» появились в раскаленные до предела октябрьские дни 1905 года, ког­ да волна забастовок взметнулась девятым валом. Ставил их режиссер И. Белоконь, который, как и антрепренер труппы Долин, был сознательным последователем метода московских «художественников». Если немалое число тогдашних (да и более поздних) провинциальных режиссе­ ров, пытаясь применять открытия Станис­ лавского и Немировича-Данченко, быстро становились только эпигонами, подменяли глубинную «правду жизни на сцене», прав­ ду переживаний, естественность поведения и ансамблевость— ничем не одушевленным натуралистическим бытовым правдоподо­ бием, то И. Белоконь пытался передать ак­ терам суть нового метода. В газете «Степ­ ной край» от 25 октября 1905 года высоко оценивается работа участников спектакля и сама пьеса: «Глубокому впечатлению способствова­ ла сама пьеса, которая содержит в себе много-много светлых здравых мыслей, в ко­ торых и видится и слышится много голой истины и горькой правды... Пьеса Горько­ г о — сама жизнь, но не серая обыватель­ ская... а сильная, героическая, призываю­ щая к созидательной работе всех, кто мо­ жет и хочет, а потому желательно, чтобы Долин повторил «На дне», а также в непро­ должительном времени поставил и другие горьковские произведения». Насколько более прав в оценке «На дне» омский рецензент в сравнении с ир­ кутянином П. Лелькиным, считавшим пье­ с у — тоскливой и пассивной! В 1906 году другая омская газета «Степ­ ной пионер» (№ 46) выступила еще более энергично: «...за этот год много воды утек­ ло, и омская публика (как и вообще все российские граждане) выросла вдвое. З а ­ ставили ее вырасти все «прелести» россий­ ской конституции до военно-полевых судов включительно... Она неминуемо потребует от артистов отзывчивости на то новое, что явилось в русскую жизнь, и если артисты пренебрегут этим требованием, то они ри­ скуют играть только для себя». Автор высказывал уверенность, что изо­ бражение на сцене старого (разоблачаемого

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2