Сибирские огни, 1968, №3
льесе, сумел дать прекрасную массовую сцену в третьем действии... Декоратор отли чился также. Его подвал был похож не на декорацию, а на художественно исполнен ную картину. Впечатление было так велико, что зритель всецело погружался в атмосфе ру душного подвала с низкими сводами». Создав, таким образом, ценное для нас представление о внешнем облике спектакля, рецензент лишь «расставляет отметки» его участникам, но уходит от характеристики идейного смысла того, что увидел на сцене и сообщает: «Публики было полно». И вот эта информация весьма многозначительна, особенно если вспомнить, что «На дне» бы ло показано иркутской публике почти сразу вслед за «Мещанами». Итак, в Иркутске первые горьковские спектакли поставлены интересным режиссе ром. В газетной рецензии он не назван. О том, кто это был, сообщает в своей книге П. Маляревский: в Иркутске работал тогда К. А. Марджанов. И одно это об стоятельство позволяет верить в весомость тех иркутских постановок Горького. О недостаточной изученности дореволю ционной театральной жизни Сибири свиде тельствует, например, такой факт. В книге известного театроведа С. С. Данилова «Горький на сцене» (изд. «Искусство», Л .—М., 1958), где есть «Материалы к лето писи постановок произведений Горького» (с 1901 года) не упоминается ни один из н а званных выше спектаклей в сибирских го родах. И поэтому естественно, что расска зав на стр. 29 о постановке в конце 1904 го да в Риге пьесы «Дачники» и уточнив: «Ставил молодой,. впоследствии получив ший громкую известность режиссер К. А. М арджанов (Марджанишвили) при ближайшем участии автора»,— С. С. Д ани лов не знал о том, что Марджанов рабо тал над этим спектаклем уже обогащенный иркутским опытом, представляющим собой одну из интересных начальных страниц его творческой биографии. (До того он поста вил «Мещан» в Уфе, где сам играл Нила). О марджановских постановках пьес Горь кого в Иркутске довольно подробно гово рится в интересной монографии Г. Крыжиц- кого «К. А. М арджанов и русский театр», вышедшей в 1958 году. Но анализируя от зывы местной прессы, Г. Крыжицкий, к со жалению, допустил досадный просмотр. Он утверждает: «О спектакле «На дне», кото рый прошел рекордное количество раз, га зета «Восточное обозрение» умудрилась вообще не проронить ни слова...» Вероятно, исследователь почему-либо просто не видел № 230 «Восточного обозре ния» за 1903 год, где опубликован как раз очень доброжелательный отклик на этот спектакль. Г азета сообщала, что на премье ре собрался «ареопаг судей и строгих кри тиков», настроенных весьма скептически. Но лед недоверия был разбит: «Пьеса про шла с большим успехом». Ставились пьесы Горького в те годы и в Барнауле. Краевой музей прислал нам чет кий фотоснимок программки спектакля на чала века. Она гласит: «В пятницу 21 ноября 1903 года. 17-й спектакль. В доме Общества попечения о начальном образовании поставлена будет известная пьеса Горького «На дне»». После списка действующих лиц и испол- нителей-любителей (Костылева играл М. Во ротников, Наташу — О. Орлова, Ваську Пепла — И. Сегедий, Настю — О. Овчинни кова, Сатина — В. Дорошевский, Луку — М. Путинцев и т. д.) указано: «Распоряди тель кружка А. Лесневский». По воспоми наниям старожилов, Лесневский был глав ным инженером Алтайского Горного округа и часто ставил спектакли. В том же году барнаульцы увидели и «Мещан», которые потом возобновлялись. На сцене Омского театра спектакли «На дне» и «Мещане» появились в раскаленные до предела октябрьские дни 1905 года, ког да волна забастовок взметнулась девятым валом. Ставил их режиссер И. Белоконь, который, как и антрепренер труппы Долин, был сознательным последователем метода московских «художественников». Если немалое число тогдашних (да и более поздних) провинциальных режиссе ров, пытаясь применять открытия Станис лавского и Немировича-Данченко, быстро становились только эпигонами, подменяли глубинную «правду жизни на сцене», прав ду переживаний, естественность поведения и ансамблевость— ничем не одушевленным натуралистическим бытовым правдоподо бием, то И. Белоконь пытался передать ак терам суть нового метода. В газете «Степ ной край» от 25 октября 1905 года высоко оценивается работа участников спектакля и сама пьеса: «Глубокому впечатлению способствова ла сама пьеса, которая содержит в себе много-много светлых здравых мыслей, в ко торых и видится и слышится много голой истины и горькой правды... Пьеса Горько г о — сама жизнь, но не серая обыватель ская... а сильная, героическая, призываю щая к созидательной работе всех, кто мо жет и хочет, а потому желательно, чтобы Долин повторил «На дне», а также в непро должительном времени поставил и другие горьковские произведения». Насколько более прав в оценке «На дне» омский рецензент в сравнении с ир кутянином П. Лелькиным, считавшим пье с у — тоскливой и пассивной! В 1906 году другая омская газета «Степ ной пионер» (№ 46) выступила еще более энергично: «...за этот год много воды утек ло, и омская публика (как и вообще все российские граждане) выросла вдвое. З а ставили ее вырасти все «прелести» россий ской конституции до военно-полевых судов включительно... Она неминуемо потребует от артистов отзывчивости на то новое, что явилось в русскую жизнь, и если артисты пренебрегут этим требованием, то они ри скуют играть только для себя». Автор высказывал уверенность, что изо бражение на сцене старого (разоблачаемого
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2