Сибирские огни, 1968, №3
Пришлось запросить областную библио теку города Горького... Ответ пришел бы стро. Вот что было напечатано в этой газете шестьдесят шесть лет назад, 22 января 1902 года: «Учащаяся молодежь Томска, присутст вовавшая на первом представлении «Фомы Гордеева», благодарит Горького за эстети ческое наслаждение, которое она испытала, благодаря художественному воспроизведе нию гуманных идей». Правда, изложенный газетой текст теле граммы (представляющий собой как бы лишь информацию о ней) грешит странно ватой расплывчатостью формулировок, но сам факт вызывает интерес, тем более, что в известных нам материалах о Горьком эта телеграмма не упоминается. Однако еще до того, как цитированные строки появились с некоторым опозданием в «Нижегородском листке», томская газета «Сибирская жизнь» r номере от 8 января выступила с энергичным «контрматериалом», из которого мы узнаем и фамилию инсце нировщика (Евдокимов) и фамилию иници- автора отправки этой телеграммы (Нерадов- ский). Это — письмо в редакцию, подписанное: «Некоторые из присутствовавших студен тов». Авторы письма резко обвиняют Нера- довского в том, что мнение небольшой ча сти зрителей он выдает за мнение всех. И первая мысль, приходящая в голову после знакомства с началом письма: проте стуют, конечно, представители реакционной группы студенчества, занимающей антигорь- ковские позиции. Но... протест аргументируется так: «...Нам ж е казалось диким посылать те леграмму М. Горькому: переделка, лишен ная всяких литературных достоинств, абсо лютно никакого понятия о самой повести не дает, изобилуя к тому же сценическими не достатками; кроме того, газетная полемика, возникшая по поводу появления в свет этой переделки, выяснила отношение к господам Евдокимовым самого Горького... Мы увере ны, что одинакового с нами образа мыслей по этому поводу все студенты, присутство вавшие при этом печальном событии». То обстоятельство, что письмо фактиче ски анонимно, не очень располагает в поль зу авторов. Но инсценировка Евдокимова действительно была отнюдь не лучшей и до этого очень разруганной в петербургской прессе. Горький отказал Евдокимову, как, впрочем и многим другим литераторам, в праве инсценировать «Фому Гордеева». И несмотря на естественно возникающую симпатию к тем, кто отправил Горькому приветствие приходится допустить возмож ность того, что этот томский спектакль мог показаться ценителям Горького неудачным. Хотя при иной, очень талантливой ре жиссерской трактовке и тщательной увле ченной работе коллектива та же евдокимов- ская инсценировка позволила другому теат р у — иркутскому — одержать победу. Об этом — ниже. Надо надеяться, что дополнительные исследования помогут разобраться в неяс ных моментах сценической истории ранних постановок «Фомы Гордеева». Но и сами по себе вышеприведенные факты представляют интерес, как конкрет ное подтверждение остро заинтересованно го отношения сибирской молодежи начала века — к Горькому. Но вернемся снова к иркутским спектак лям 1903 года. В спектакле «Мещане» газета «Восточ ное обозрение» (№ 212 за 1903 год) выде ляла образ Нила (в исполнении Верже), в лице которого на русскую сцену'впервые пришел поистине новый герой того време ни — рабочий-революционер. Если артисту Берже действительно уда лось создать впечатляюший образ Нила, об нажив в нем заложенную Горьким социаль но-политическую суть, то это было боль шим достижением, поскольку известно, что большинству театров (включая первооткры вателя пьесы — Московский Художествен ный!) именно этот образ тогда как раз не удался. Своеобразный интерес представляет от зыв постоянного рецензента другой газеты «Иркутские губернские ведомости» (18 сен тября 1903 года) П. Лелькина, именно по тому, что он относится к Горькому совсем по-иному, с других позиций. О нем П. М а ля ревский в своей книге подробно не го ворит. П. Лелькин пьесой не доволен, считает, что она скучновата, что «в ней нет правиль но развивающегося действия». Отнюдь не высказывает он одобрения работе артиста Берже, предпочитая вообще не рассуждать о сущности образа Нила. «Ярко сыграли лишь Яковлев-Востоков — Тетерева и г-жа Светлова — Кривцову»,— утверждает ре цензент и далее, в явном противоречии с самим собой, признает: «Все четыре акта смотрелись с напря женным вниманием... Довольна пьесой и иг рой актеров осталась и публика, собрав шаяся в театре в большом количестве. Это было видно по лицам и тому особенному вниманию, с которым публика смотрела на сцену». Не правда ли, такое, вынужденное приз нание недруга пьесы и, как мы сейчас уви дим, вообще горьковского направления в театре, пожалуй, даж е красноречивее и важнее положительной оценки? Ведь тот же П. Лелькин в той же газе те еще в начале 1903 года (№ 25 от 31 ян варя), оценивая — пока еще не спектакль, а именно пьесу «На дне», явно н е^азгляд ев ее революционного смысла, назвал ее про изведением, пронизанным настроением тос ки, уныния. Когда же состоялась премьера «На дне», рецензент с похвалой отозвался о работе режиссера и художника: «Первый с большой любовью отнесся к
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2