Сибирские огни, 1968, №3
них, например, становились особенно рель ефными эпизоды, показывающие нарастаю щее революционизирование рабочих. Чем же все-таки объяснить появление такого количества инсценировок горьков ских произведений на рубеже двух столе тий? Властными требованиями самой жизни! «Нужна была революционная пьеса»,— вспоминал позже об этом времени Стани славский. «Н астало время нужды в героиче ском»,— писал Горький. Буря первой русской революции разр а зилась лишь через четыре года, но прибли жение ее уже ощущалось все явственнее с каждым днем. ' » Ее,— «здоровую, сильную бурю»,— слы шали и чеховские герои. Но с несравненной, раскаленной страст ностью образ неостановимо грядущей ре волюции был воплощен в горьковском Б у ревестнике. А в прозе его появлялись уже не аллегорические, а конкретные носители идей революции, вполне реальные, говоря словами Герцена, «молодые штурманы бу дущей бури». И наступил момент, когда замечатель ный прозаик и публицист почувствовал не обходимость обращаться не по отдельности к каждому читателю, а сразу ко многим находящимся в общении зрителям-слушате- лям, к массам — через звучащее со сцены слово, способное особенно остро впечатлять, будить, тормошить, призывать. И если, во зр аж ая против халтурных инсценировок, Горький отстаивал право писателя «гово рить с публикой в той форме, в какой он находит это удобным», имея в виду прозу, то в письме к Чехову (26 сентября 1901 года) он увлеченно утверждает, что добьется в драматургии того, чего хочет, и * добавляет: «Очень захватила меня эта форма письма». Именно она вдруг оказалась для него наиболее удобной и целесообразной. Можно сказать, что в драматургию Горький п р иш ел— в полном смысле слова «революцией мобилизованный и призван ный». Не случайно как раз в ту пору — с 1901 года до середины 1906-го он написал пер вую шестерку, почти сразу ставших знаме нитыми,— вопреки легенде об их «кесценич- ности»,— пьес: «Мещане», «На дне», «-Дач ники», «Дети солнца», «Варвары», «Враги». Несмотря на свирепость цензурных огра ничений (некоторые постановки запрещ а лись непосредственно «его императорским величеством», как было со спектаклем «На дне» в Петербургском Александрийском те атре), все эти пьесы прорывались на сцены провинциальных театров. П равда, самые острые и призывные реплики в них обычно вырезались, но все ж е в тех случаях, когда постановки были сделаны с душой и умом, спектакли принимались демократической публикой восторженно и нередко вызывали манифестации. Ставились первые пьесьг Горького и за рубежом. А когда пришли горьковские образы на сцены сибирских театров? ...Инерция, как известно,— свойство, присущее не только физическим телам, но, порою, и нашему сознанию. Однако во втором случае мы ее не воспринимаем, на против — убеждены... в ее отсутствии. И вот одно из доказательств. Д о сих пор — вопреки очевидности, во преки обилию различных воспоминаний, ис следований и т. д.,— почему-то весьма рас пространено представление о том, что доре волюционная Сибирь была только краем кандального звона, сплошной дикости, по всеместного бескультурья и что, как пра вило, лишь политические ссыльные созда вали вокруг себя очаги цивилизации. А если и проникали сюда другими путями дости жения культуры, то — с большим запозда нием. В последнюю очередь. Д а, все это было: темное, дикое, жесто кое. Д авящ ее страшной тяжестью. Казалось бы, способное заглушить, затоптать любые свежие ростки. Но наряду с этим и вопреки этому было и другое. Противоположное. Свидетельст вующее о мощи духа, о величии русского национального характера. Ведь если, к примеру, взять хотя бы только такой показатель культурной ж из ни, как развитие театрального искусства, то можно напомнить, что в Омске и Тобольске театры родились более двух с половиной столетий назад! Д а и в Иркутске, Красноярске, Томске они привлекали к себе зрителей давным- давно. Не случайно же в Сибирь приезжали на гастроли такие замечательные актеры, как Н. Орленев, В. Комиссаржевская, К. В ар ламов, В. Давыдов, А. Яблочкина и другие... И нет ничего удивительного в том, что такое выдающееся и сложное явление пере довой русской культуры (культуры уже- социалистической), как драматургия Горь кого, заинтересовало сибирские театры сра зу же, с момента своего рождения. А ин сценировки «Фомы Гордеева» ставились в Томске и Красноярске уже в начале 1902 года. Вспомним, что в этом году начали свою сценическую жизнь «Мещане». Премьера в Московском Художественном театре (во время гастролей в Петербурге) состоялась 26 марта. В самом начале 1903 года премь еру «Мещан» увидели и красноярцы. В 1904 году в Красноярске поставлена и вторая по времени завершения пьеса Горь кого «На дне», а затем, в 1905 — «Дачни ки» (а ведь пьеса была закончена лишь в начале этого года). Иркутский театр осенью 1903 года пока зал, одно за другим, три произведения' Горького: «Мешане», «На дне» и «Фома Гордеев». В 1905 году, кроме «Мещан» и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2