Сибирские огни, 1968, №3
K P I f lTW IK A Борис РЯСЕНЦЕВ ■ Горьким и сибирские т е а тры Статья первая Н адо ли говорить, что предлагаемая вни манию читателя работа обзорно-информаци онного характера отнюдь не исчерпывает темы, сформулированной в заголовке? В той или иной степени, иногда — с ин тересными данными, но всегда лишь попут но, мимоходом, касались этой темы авторы исторических книг о театральной жизни Си бири.1 Исключительно редко встречаются упо минания сибирских горьковских спектаклей в монографиях о драматургическом творче стве великого писателя, в сборниках, посвя- щенных ему или деятелям театра. Поистине огромный материал, связанный с этим вопросом, раскинут на страницах газет (сибирских, но не только сибирских), начиная с откликов на самые первые поста новки произведений Горького. А ведь интерес могут представлять, по мимо рецензий и объявлений информа ции, хроникальные заметки, «летучие» све дения в материалах более общего порядка, в различных отчетах Городских дум и т. л. Материал этот полностью не только не обобщен, но и попросту не разыскан, не учтен. Не случайно в предисловии к обширно му труду С. Балухатого «Критика о Горь ком», изданному в 1934 г., но нисколько не утратившему своего значения сегодня, ска зано: «Главная трудность — обилие газет... Поэтому мы пошли по пути обследования для всех обозреваемых лет лишь централь ной печати... вся провинциальная газетная печать, не считая отдельных случаев, кото- 1 П. Г. М а л я р е в с к и й . «Очерк из истории театральной культуры Сибири». («И ркутск, 1957). С. Г. Л а н д а у . «И з истории драматического те атра в О мске». (Омск, 1950). Л. Л и ф ш и ц. «Те атр в К расноярске», (К расноярск, 1957). рые оговариваются ниже, была исключена». Добавим, что сибирские газеты не вхо дят и в число этих отдельных случаев. А ведь существуют еще архивные мате риалы, не ставшие пока известными за сте нами этих учреждений. А иногда... и внут ри самих стен. Так или иначе, автор намерен продол жить дальнейшие изыскания. * * * Русский театр ощутил настоятельную по требность в горьковском творчестве преж де, чем появилась первая пьеса Горького. Это произошло в самом начале нашего века. Горький еще только заканчивал рабо ту над «Мещанами», а на театральных афи шах разных городов замелькали названия: «Фома Гордеев», «Бывшие люди», чуть поз ж е — «Трое». Инсценировались в разное время (и по нескольку раз) «Мальва», «Челкаш» и др. Любопытно, что в 1901 го ду Цензурный комитет рассмотрел более тридцати инсценировок «Фомы Гордеева»! Правда, многие из них были холодными ре месленными поделками, не только обедняв шими замечательную прозу Горького (зна чительные потери в данном случае почти неизбежны), но, иной раз, и явно искаж ав шими, опошлявшими основную мысль авто ра. Печатные и устные отзывы о ряде спек таклей даж е вьщудили Горького в конце 1901 года выступить с протестом в газете «С.-Петербургские ведомости» и заявить, что «право каждого автора говорить с пуб ликой в той форме, в какой он это находят удобным, должно быть признаваемо непри косновенным»1. Справедливости ради сле дует подчеркнуть, что не все спектакли бы ли столь возмутительными. В некоторых из 1 М. Г о р ь к и й . С обрание сочинений, т. 28. стр. 192.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2