Сибирские огни, 1968, №3

K P I f lTW IK A Борис РЯСЕНЦЕВ ■ Горьким и сибирские т е а тры Статья первая Н адо ли говорить, что предлагаемая вни­ манию читателя работа обзорно-информаци­ онного характера отнюдь не исчерпывает темы, сформулированной в заголовке? В той или иной степени, иногда — с ин­ тересными данными, но всегда лишь попут­ но, мимоходом, касались этой темы авторы исторических книг о театральной жизни Си­ бири.1 Исключительно редко встречаются упо­ минания сибирских горьковских спектаклей в монографиях о драматургическом творче­ стве великого писателя, в сборниках, посвя- щенных ему или деятелям театра. Поистине огромный материал, связанный с этим вопросом, раскинут на страницах газет (сибирских, но не только сибирских), начиная с откликов на самые первые поста­ новки произведений Горького. А ведь интерес могут представлять, по­ мимо рецензий и объявлений информа­ ции, хроникальные заметки, «летучие» све­ дения в материалах более общего порядка, в различных отчетах Городских дум и т. л. Материал этот полностью не только не обобщен, но и попросту не разыскан, не учтен. Не случайно в предисловии к обширно­ му труду С. Балухатого «Критика о Горь­ ком», изданному в 1934 г., но нисколько не утратившему своего значения сегодня, ска­ зано: «Главная трудность — обилие газет... Поэтому мы пошли по пути обследования для всех обозреваемых лет лишь централь­ ной печати... вся провинциальная газетная печать, не считая отдельных случаев, кото- 1 П. Г. М а л я р е в с к и й . «Очерк из истории театральной культуры Сибири». («И ркутск, 1957). С. Г. Л а н д а у . «И з истории драматического те­ атра в О мске». (Омск, 1950). Л. Л и ф ш и ц. «Те­ атр в К расноярске», (К расноярск, 1957). рые оговариваются ниже, была исключена». Добавим, что сибирские газеты не вхо­ дят и в число этих отдельных случаев. А ведь существуют еще архивные мате­ риалы, не ставшие пока известными за сте­ нами этих учреждений. А иногда... и внут­ ри самих стен. Так или иначе, автор намерен продол­ жить дальнейшие изыскания. * * * Русский театр ощутил настоятельную по­ требность в горьковском творчестве преж ­ де, чем появилась первая пьеса Горького. Это произошло в самом начале нашего века. Горький еще только заканчивал рабо­ ту над «Мещанами», а на театральных афи­ шах разных городов замелькали названия: «Фома Гордеев», «Бывшие люди», чуть поз­ ж е — «Трое». Инсценировались в разное время (и по нескольку раз) «Мальва», «Челкаш» и др. Любопытно, что в 1901 го­ ду Цензурный комитет рассмотрел более тридцати инсценировок «Фомы Гордеева»! Правда, многие из них были холодными ре­ месленными поделками, не только обедняв­ шими замечательную прозу Горького (зна­ чительные потери в данном случае почти неизбежны), но, иной раз, и явно искаж ав­ шими, опошлявшими основную мысль авто­ ра. Печатные и устные отзывы о ряде спек­ таклей даж е вьщудили Горького в конце 1901 года выступить с протестом в газете «С.-Петербургские ведомости» и заявить, что «право каждого автора говорить с пуб­ ликой в той форме, в какой он это находят удобным, должно быть признаваемо непри­ косновенным»1. Справедливости ради сле­ дует подчеркнуть, что не все спектакли бы­ ли столь возмутительными. В некоторых из 1 М. Г о р ь к и й . С обрание сочинений, т. 28. стр. 192.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2