Сибирские огни, 1968, №3
тов с подписями Кашириных не остается никаких оснований для разговоров о «са мокрутке», о прощенном воскресенье и т. д. Ясно, что все это было плодом богатейшей фантазии бабушки. Из брачных документов видна и еще од на деталь. Бабушка' говорит о том, что за Варвару Максим сватался на Ковалихе. В действительности этого быть не могло. В 1863 году на Ковалихе у Кашириных не было ни сада, ни дома. Д ед приобрел их только 11 февраля 1864 года,1 через 5 меся цев после свадьбы. Не было сада и на Ус пенском съезде. Значит, сватался Максим не в саду, да и не так, очевидно, как изобра зила бабушка. В занимательном с приклю чениями рассказе бабушки воплотился лишь дух событий, обогащенный любвеобильным сердцем и фантазией. Говорят, после венца дед не пустил мо лодых в свой дом. А почему, собственно, он должен был пустить их? Обычно дочерей выдавали в дом жени ха. Исключения из этого правила были, но только в тех случаях, когда у родителей невесты не было сыновей. А у Каширина были — Михаил и ЯкЬв. Зятя в дом ему не нужно было, просто некуда. Небольшой домик на съезде был набит до отказа. «Пер вое время после свадьбы,— говорила ба бушка,— недели две молодые жили на Су- етинском съезде во флигельке, весь двор мастеровщиной занят...» Кстати, на Суетинском съезде жили Б а зановы, у которых, по предположениям, Максим обучался ремеслу. Видимо, это об стоятельство и дало право бабушке указать Суетинский съезд как место жизни мо лодых Пешковых после свадьбы. А в жизни все было иначе. Д ед не пустил зятя и дочь ка чистую половину дома, а пустил в рабо чую избу, в подклеть, как это делалось в старину на Волге. Наверно, именно туда и носила бабушка пищу молодым. Род ственники указывают: первые два года дед обязался содержать молодых на своих хле бах. А в рукописи Терентия Мигунова есть замечание о том, что первое время «В. В. Каширин занимался устройством своего зятя». Можно поверить. Мы уж е говорили, что в феврале 1864 го да дед купил на Ковалихе домик с садом и переехал туда с бабушкой, стал жителем прихода Варваринской церкви. Что же к а сается Пешковых, то они по-прежнему оста вались на Успенском съезде. Почти ровно через год после свадьбы, 21 октября 1864 года, у Пешковых родил ся первый ребенок — сын Александр, 25 ок тября они его крестили. В крестные отцы первенцу был пригла шен Василий Васильевич Каширин, а в крестные матери -—первая жена Якова Ольга Александровна.2 К этому времени от 1 ГАГО. ф. 178. on. 95. г. 1865, д. И, купчая крепость. 1 Архив ЗАГС Горьковской области. М етриче ская книга Успенской церкви г. Нижнего Н овго рода. часть первая о родившихся в 1864 году. ношения молодых, Варвары и Максима, с дедом были не натянутыми. И если эти отношения когда-либо действительно нуж дались в улучшении, то произошло оно не в 1868 году, как считал И. А. Груздев, а в 1864 году, до рождения Александра. Нам не удалось установить, сколько прожил первенец Пешковых. Записей о смерти Александра в книгах Нижнего нет. Он умер где-то на стороне. Заводчик И. С. Колчин по зимам вел работы в зато нах под Нижним Новгородом: Собчинском, Юльевском, Жуковском и даже Спасском под Тетюшами. Туда на зиму и выезжали колчинские доверенные, подрядчики и ра бочие. Варвара Васильевна не расставалась с мужем, «помогала ему в работе обойщика, сшивала материю, обивала мебель, хозяй ничала».1 По-видимому, в один из таких отъездов и похоронили они своего первого сына. Через год с небольшим, 9 ноября 1865 года у Пешковых в Нижнем родился второй ребенок — дочь Екатерина. И опять крестным отцом был приглашен В. В. К а ширин, а крестной — первая жена Михаила Мария Кирилловна. И Екатерину крестили у Успенья.2 Катя умерла пяти месяцев 31 марта 1866 года, от поноса.3 Обе записи неопровержимо доказывают, что Пешковы вплоть до 31 марта 1866 года жили в приходе Успенской церкви В декаб ре 1866 года они уже живут у деда на Ко валихе. Это отмечено записью в книге Вар варинской церкви о рождении у Пешковых третьего ребенка — сына Василия: «1866 го да декабря 28 родился, а генваря 1 1867 го да был .крещен младенец Василий. Родители Пермской губернии мещанин Максим Сав- ватиев Пешков и законная жена его Вар вара Васильева. Оба православные. Вос- преемники: нижегородский цеховой Василий Васильев Каширин и нижегородская мещан ка Марья Кирилловна Каширина».4 По-видимому, еще во время сватовства Максим Савватиевич дал обещание деду сдать испытание в Ремесленной управе, от крыть мастерскую и заняться своим про мыслом. Сразу же после женитьбы, весной 1864 года, Максиму удалось взять у паро ходчика Колчина заказы и приступить к работе. Его мастерская размешалась где-то рядом с Кашириными. Однако это удачное начало Максима было отравлено преследованием его ремес ленным старшиной столярного цеха Коро виным, который старался сжить со свету опасного конкурента. Осенью 4 ноября 1864 года Максим Сав- 1 См. об этом у Ф. П. Хитровского в его кни- .ге «Страницы из прошлого», 1955, стр. 33. 2 Архив ЗАГС Горьковской обл. М етрическая книга Успенской церкви Нижнего Новгорода, часть первая о родившихся в i 865 г о д у 3 Там ж е. Об умерших в 1866 году. 4 ГАГО. ф. 1957. оп. 1540, д. 16, г. 1861. чг сть о родившихся в 1866 году.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2