Сибирские огни, 1968, №3
■ботать у подрядчика-столяра на пароходах Колчина».1 Эти слова не противоречат ело- . вам самого Горького о работе его отца в Нижнем «у подрядчика столяра». В обоих ■случаях речь идет об одном и том же. К I860— 1861 году Максим Савватиевич был уже хорошим мастером. Он умел оби вать каюты на пароходах и мебель в домах богачей, драпировать иконы, окна и двери. ■Он был сообразительным и даж е начитан ным человеком, в Нижнем его называли ■«вторым Кулибиным».2 По всему видно, что в детстве он где-то учился в школе И если это было в Тобольске, то учился он в той или возле той гимназии, где директором «был П. П. Ершов, автор «Конька-Горбунка». Здесь мы вплотную подошли к тому ме сту в биографии отца Горького, когда со вершенно необходимо проанализировать самы е интересные страницы «Детства» — рассказ бабушки о его женитьбе: «Мастерская, где Максим работал, была рядом с дома-ми деда на Ковалихе. Вот со бираем мы с Варей малину в саду, вдруг ■он, отец твой, шасть через забор... А я спрашиваю : «Что это ты,' молодец, не пу тем ходишь?» А он на колени: «Акулина, говорит, Ивановна, вот те я весь тут со всей полной душой, а вот — Варя; помоги ты нам, мы жениться хотим!» Дальше бабушка сказочно говорит о том, как Максим Пешков тайно увез неве сту и обвенчался с ней, как Каширины до гоняли его, но было уже поздно, как дед проклял дочь и не принял ее, после венца, в дом. «Кое-что,— замечает Алексей Максимо вич,—в ее рассказе удивляет меня, дед «изображал мне венчание матери совсем не так: он был против этого брака, но венча лась она, по его рассказу, не тайно, и в церкви он был. Мне не хочется спросить «бабушку, кто из них говорит вернее, потому что бабушкина история красивее и больше нравится мне». Мальчик чувствовал истинную суть рас ск аза бабушки, но против обаяния ее в*> 1 - дуМки не устоял. Правда бабушки, заклю ченная в красоте ее рассказа, в^яла верх над правдой деда. Чистый и честный вы; мысел бабушки затрагивал лучшие струны детской д уш и— любовь к родителям. Но почему, вслед за Алешей, от слов деда отвернулись все биографы А. М. Горь кого? Это не понятно. Видимо, и их пленила совершенно неот разим ая форма повествования бабушки. А как было в простой, обычной жизни? Судя по документам, своей невесты М ак сим Пешков не умыкал со двора ее родите лей, «самокрутки» не было. Свадьба и вен чание прошли открыто, в присутствии Каши риных: отца, матери, свидетелей. Свадьба была на старинный лад. Максим стоял под венцом в шелковой рубахе, сшитой по обы 1 М. Г о р ь к и й . Собр. соч., т. 13, стр. 153. 2 М емуары Немировой. Н еопубликованная ру копись Х ранится в Государственном музее А. М. Горького. чаю в доме невесты, а невеста в светлом платье под вуалью с венчиком восковых цветов.1 Были дружки, шаферы, сваты и свахи, родственники. Церковная запись о свадьбе гласит сле дующее: «1863 года, октября 27 дня были венчаны: жених пермский мещанин Максим Савватиев Пешков, 23 лет, православного вероисповедания, первым браком, не веста — нижегородского цехового Василия Васильева Каширина дочь девица Варвара Васильевна 18 лет, первым браком. Пору чители: со стороны жениха — нижегород ский цеховой Михаил Васильев Каширин и темниковский мещанин Василий Кунике- ев; со стороны невесты — нижегородский цеховой Яков Васильев Каширин и ниже городский купец Яков Иванов Котель ников».2 Как видим, братья Варвары Васильев ны, Михаил и Яков, не только не гнались за Максимом Пешковым, будто бы укравшим их сестру-невесту, но сами, по своей воле, выступают на свадьбе с той и с другой стороны. О позиции деда в отношении свадьбы из приведенной записи узнать ничего нель зя. Но, кроме этого документа, нами обна ружен еще так называемый «Брачный обыск № 6 3— акт, написанный по поводу свадьбы и скрепленный собственноручными подписями жениха, невесты и поручителей. Он содержит в себе десять пунктов, в них сказано, что Максим Савватиевич Пешков «ранее жительствовал в городе Перми в приходе Троицкой церкви», что «к брако сочетанию жених и невеста приступают по своему | взаимному согласию и желанию, а не по принуждению, и на то жених от своих родственников, а невеста от своих ро дителей имеют дозволение». Д алее говорится, что о предстоящем бра ке, как это делалось и в других случаях, бы ло трижды объявлено: «По троекратному оглашению, производимому в нашей Успен ской церкви сего октября 20, 22 и 27 числа, препятствий никаких не объявлено» и «по сему бракосочетание вышеозначенных лиц предположено совершить сего октября 27 дня 1863 года, в означенной церкви в ука занное время при посторонних свидетелях». «Брачный обыск» оканчивается словами: «...все показанное здесь о женихе и невесте справедливо». И подписями —- рукоприклад ством: «К сему обыску означенный жених Максим Савватиев Пешков руку при ложил»; «К сему обыску означенная неве ста Варвара Васильева руку приложила»; подписался и сам В. В. Каширин: «К сему обыску отец невесты Василий Васильев К а ширин руку приложил». Затем расписались Михаил, Яков и каширинский работник Василий Куникеев — все были грамотные. После прочтения этих брачных докумен' Венчик и теперь хранится ь Государственн ом музее А. М . Горького в г. Горьком . 1 Архив ЗАГС Горьковской области. Книга Успенской церкви.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2