Сибирские огни, 1968, №3
Горького интересовал Турксиб, к азах ское земледелие, положение женщины и особенно культурно-просветительная работа в аулах. Он расспрашивал- о казахских школах, красных юртах, газетах, о работе комсомола. Я вспомнил об Исе Байзакове, вместе с которым мне пришлось выпускать на Ку- яндинской ярмарке живую газету. Р асска зал эпизод, который хорошо сохранился в моей памяти. Однажды, в День кооперации, когда собралась пятитысячная толпа слуша телей, неопытные работники агитпункта, проезжая на грузовой машине, бросили в толпу листовки и брошюрки. Сильный ве тер подхватил их и понес по степи. Они запорхали в воздухе, кружась подобно ог ромным бабочкам. Сотни джигитов дружно хлестнули коней. Каждый из них стремил ся наловить побольше листовок. Слушате ли мигом забыли про живую газету. Воз никло спортивное воодушевление, которое можно наблюдать во время кокпара — козлодранья. Н адо было привлечь джигитов обратно на покинутые места. И вот тут сказался изумительный талант Исы Байзакова. Его подняли на горб верблюда, и он начал им провизировать, бросая в толпу., каскады слов. Волшебная сила поэтических образов была настолько могущественна, что поря док восстановился буквально в одну мину ту. Листовки были сразу ж е забыты. П я титысячная толпа пеших и конных слуш ате лей одобрительно смеялась. А Иса Байза- ков уже обличал слушателей и настоятель но требовал, чтобы тот, кто н ахватал много листовок, немедленно принес их на агит пункт, потому что печатное слово дороже курдючного сала и незачем одному челове ку сразу десять листовок. Горький с интересом выслушал этот рас сказ. Он расспрашивал, много ли в К азах стане таких акынов, как Иса Байзаков, делаю тся ли попытки записывать их выступления, не знаю ли я казахских писа телей Я н азвал имя Мухтара Ауэзова, рабо тавшего при мне в 1924 году в редакции семипалатинской казахской газеты «Казах- Тли»; пьесу его «Енлик-Кебек» мне при шлось видеть на сцене только что родив шегося казахского театра в Кзыл-Орде. Горький стал расспрашивать об актерах, о репертуаре, о влиянии русского театра на казахский. Я был знаком с казахскими актерами Амре Кашаубаевым и Серке Ко- жамкуловым и рассказал о них. Рассказал, как режиссер Серке, бывший следователь уголовного розыска, играл в пьесах одно временно две мужских роли и одну ж ен скую. Алексей Максимович проявил большой интерес к Амре К аш аубаеву, к его необы чайной биографии. Неграмотный каркара- линский пастух, певец, он был вызван нар комом просвещения А. В. Л уначарским из Семипалатинска в Москву и поехал в Па- риж д ля участия в этнографическом кон церте на Всемирной выставке. Амре Каша*-, убаев выступал одиннадцать раз, он спел песни «Агаш-Аяк», «Кара-Торгай» и еще много других. Среди его слушателей были. Ромен Роллан и Анри Барбюс. Они вози ли казахского певца по Парижу. Так приш ла к Амре слава, но казахская степь при зн ала его раньше. Когда известный соби ратель музыкального фольклора А. Затае-. вич приехал в Семипалатинск записывать казахские песни, ему сразу указали На Амре как на выдающегося певца, Амре спел музыковеду добрый десяток песен, которые и вошли в сборник мелодий, изданный За- таевичем. Имя А. Затаевича и его замечательная работа были Горькому известны. Он загово рил о могущественной силе искусства, ор ганизующего труд человека. — Н адо полагать, Затаевич записал д а леко не все песни, созданные казахским народом,— сказал Горький.— Но и полто ры тысячи песен — это большое богатство, свидетельствующее о музыкальности к азах ского народа. Пример Затаевича достоин всяческого подражания. Писатели, живу щие в Казахстане, должны собирать по крупицам золото народного фольклора — стихи, сказки, пословицы,— это большое и нужное дело. Надо внимательно прислуши ваться, как в творчестве народных певцов отраж ается новая жизнь молодой респуб лики. Деятельность акына в советском строительстве так же общественно важна, как деятельность литератора. Очень хоро шо, что вы привлекли Ису Байзакова к участию в живой газете на ярмарке. Очень хорошо, что он сейчас работает в театре. Но акын должен найти свое место и на строительстве Турксиба. Искусство и труд неотделимы друг от друга. Горький в задумчивости помолчал, р а з глаж и вая усы. —- Вот вы мне рассказали необычайную биографию гражданина Казахской Совет ской Республики, вчерашнего батрака, ко торый стал знаменитым артистом. Об Амре К аш аубаеве в Москве узнали от Затаевича. Но Затаевич проехал далеко не по всему Казахстану. Возможно и даж е вероятно, такие певцы, как Амре, существуют и в других губерниях. Надо создать обстанов ку для развития и роста народных талан тов. Здесь, видимо, многое зависит от пра вильно понятой дружбы двух народов — русского и казахского. Казахский театр находится в пеленках, а русский -пользует ся мировой славой. Но если в Казахстане существуют Амре Кашаубаевы и Исы Бай- заковы, "то можно с уверенностью сказать, что казахское искусство быстро встанет на собственные ноги, во всяком случае, ско рее, нежели мы думаем. Но вернемся к па- стуху-певцу. Самый факт рождения его артистической славы настолько интересен, что писателю следует задуматься над ним. К акая благодарная тема не только для рассказа, но и для большой повести. Р а с скажите об Амре Кашаубаеве, как он жил 9 С ибирские огни № з 129
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2