Сибирские огни, 1968, №3

Горького интересовал Турксиб, к азах ­ ское земледелие, положение женщины и особенно культурно-просветительная работа в аулах. Он расспрашивал- о казахских школах, красных юртах, газетах, о работе комсомола. Я вспомнил об Исе Байзакове, вместе с которым мне пришлось выпускать на Ку- яндинской ярмарке живую газету. Р асска­ зал эпизод, который хорошо сохранился в моей памяти. Однажды, в День кооперации, когда собралась пятитысячная толпа слуша­ телей, неопытные работники агитпункта, проезжая на грузовой машине, бросили в толпу листовки и брошюрки. Сильный ве­ тер подхватил их и понес по степи. Они запорхали в воздухе, кружась подобно ог­ ромным бабочкам. Сотни джигитов дружно хлестнули коней. Каждый из них стремил­ ся наловить побольше листовок. Слушате­ ли мигом забыли про живую газету. Воз­ никло спортивное воодушевление, которое можно наблюдать во время кокпара — козлодранья. Н адо было привлечь джигитов обратно на покинутые места. И вот тут сказался изумительный талант Исы Байзакова. Его подняли на горб верблюда, и он начал им­ провизировать, бросая в толпу., каскады слов. Волшебная сила поэтических образов была настолько могущественна, что поря­ док восстановился буквально в одну мину­ ту. Листовки были сразу ж е забыты. П я­ титысячная толпа пеших и конных слуш ате­ лей одобрительно смеялась. А Иса Байза- ков уже обличал слушателей и настоятель­ но требовал, чтобы тот, кто н ахватал много листовок, немедленно принес их на агит­ пункт, потому что печатное слово дороже курдючного сала и незачем одному челове­ ку сразу десять листовок. Горький с интересом выслушал этот рас­ сказ. Он расспрашивал, много ли в К азах ­ стане таких акынов, как Иса Байзаков, делаю тся ли попытки записывать их выступления, не знаю ли я казахских писа­ телей Я н азвал имя Мухтара Ауэзова, рабо­ тавшего при мне в 1924 году в редакции семипалатинской казахской газеты «Казах- Тли»; пьесу его «Енлик-Кебек» мне при­ шлось видеть на сцене только что родив­ шегося казахского театра в Кзыл-Орде. Горький стал расспрашивать об актерах, о репертуаре, о влиянии русского театра на казахский. Я был знаком с казахскими актерами Амре Кашаубаевым и Серке Ко- жамкуловым и рассказал о них. Рассказал, как режиссер Серке, бывший следователь уголовного розыска, играл в пьесах одно­ временно две мужских роли и одну ж ен­ скую. Алексей Максимович проявил большой интерес к Амре К аш аубаеву, к его необы­ чайной биографии. Неграмотный каркара- линский пастух, певец, он был вызван нар­ комом просвещения А. В. Л уначарским из Семипалатинска в Москву и поехал в Па- риж д ля участия в этнографическом кон­ церте на Всемирной выставке. Амре Каша*-, убаев выступал одиннадцать раз, он спел песни «Агаш-Аяк», «Кара-Торгай» и еще много других. Среди его слушателей были. Ромен Роллан и Анри Барбюс. Они вози­ ли казахского певца по Парижу. Так приш­ ла к Амре слава, но казахская степь при­ зн ала его раньше. Когда известный соби­ ратель музыкального фольклора А. Затае-. вич приехал в Семипалатинск записывать казахские песни, ему сразу указали На Амре как на выдающегося певца, Амре спел музыковеду добрый десяток песен, которые и вошли в сборник мелодий, изданный За- таевичем. Имя А. Затаевича и его замечательная работа были Горькому известны. Он загово­ рил о могущественной силе искусства, ор­ ганизующего труд человека. — Н адо полагать, Затаевич записал д а ­ леко не все песни, созданные казахским народом,— сказал Горький.— Но и полто­ ры тысячи песен — это большое богатство, свидетельствующее о музыкальности к азах ­ ского народа. Пример Затаевича достоин всяческого подражания. Писатели, живу­ щие в Казахстане, должны собирать по крупицам золото народного фольклора — стихи, сказки, пословицы,— это большое и нужное дело. Надо внимательно прислуши­ ваться, как в творчестве народных певцов отраж ается новая жизнь молодой респуб­ лики. Деятельность акына в советском строительстве так же общественно важна, как деятельность литератора. Очень хоро­ шо, что вы привлекли Ису Байзакова к участию в живой газете на ярмарке. Очень хорошо, что он сейчас работает в театре. Но акын должен найти свое место и на строительстве Турксиба. Искусство и труд неотделимы друг от друга. Горький в задумчивости помолчал, р а з­ глаж и вая усы. —- Вот вы мне рассказали необычайную биографию гражданина Казахской Совет­ ской Республики, вчерашнего батрака, ко ­ торый стал знаменитым артистом. Об Амре К аш аубаеве в Москве узнали от Затаевича. Но Затаевич проехал далеко не по всему Казахстану. Возможно и даж е вероятно, такие певцы, как Амре, существуют и в других губерниях. Надо создать обстанов­ ку для развития и роста народных талан ­ тов. Здесь, видимо, многое зависит от пра­ вильно понятой дружбы двух народов — русского и казахского. Казахский театр находится в пеленках, а русский -пользует­ ся мировой славой. Но если в Казахстане существуют Амре Кашаубаевы и Исы Бай- заковы, "то можно с уверенностью сказать, что казахское искусство быстро встанет на собственные ноги, во всяком случае, ско­ рее, нежели мы думаем. Но вернемся к па- стуху-певцу. Самый факт рождения его артистической славы настолько интересен, что писателю следует задуматься над ним. К акая благодарная тема не только для рассказа, но и для большой повести. Р а с ­ скажите об Амре Кашаубаеве, как он жил 9 С ибирские огни № з 129

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2