Сибирские огни, 1968, №3

В О С П О М И Н А Н И Я Николай АНОВ В с т р е ч и Переписав набело на страничках, вы­ рванных из ученической тетради, рассказ «Смерть Агаши», я вложил тоненькую ру­ копись в конверт и вывел адрес: СПБ . И вановская улица, 1!, кв. 8, редакция газеты «Путь Правды». После этого письма-, имевшего в моей литературной жизни исключительное значе­ ние, прошло шестьдесят с лишним лет. «Смерть Агаши» — это был второй мой рассказ, опубликованный в «Правде». Ч е­ ловек редкой душевной чистоты, секретарь редакции Конкордия Николаевна Самойло­ ва, красивая женщина с правильными круп­ ными чертами лица, сказала мне, когда я пришел узнать о судьбе рукописи^ — «Смерть Агаши» напечатаем. Пишите и приносите еще. И подумайте над расска­ зом для сборника пролетарских писателей. Его задум ал выпустить Максим Горький1 — многозначительно закончила она. Через несколько дней я жадно перечи­ тывал свое несовершенное произведение, н а­ печатанное в газете «подвалом», и, окры­ ленный успехом, принялся сочинять новый рассказ, плохо еше веря, что его может чи­ тать сам Горький. Первый сборник пролетарских писате­ лей, о котором говорила Самойлова, и зда­ тельство «Прибой» выпустило весной 1914 года. Предисловие к нему написал Алексей Максимович. К большому моему огорчению, составитель забраковал слабый рассказ, над которым я упорно трудился несколько дней, надеясь на его опублико­ вание в сборнике. Вместо него я увидел рассказ «Смерть Агаши», перепечатанный из «Правды». С волнением и тайной гордостью я вчи­ тывался в написанное любимым писателем предисловие к сборнику. Сейчас оно, с не­ которыми сокращениями, вошло в полное собрание сочинений М. Горького, и я могу уточнить строчки, особенно запавшие тогда в душу. Алексей Максимович, обращ аясь к участникам сборника, писал: «...Вы, мне дум ается, все-таки можете сказать, не кривя душою, что этот ваш сборник интересен, вам есть чему порадо­ ваться, и — кто знает будущее? — возможно, об этой | маленькой книжке со временем упомянут как об одном из первых шагов русского пролетариата к созданию своей художественной литературы». Оглавление книжки начиналось с имени М. Горького, а дальше следовало десятка три имен писателей-«пра 1 ВДИстов». Среди них было н мое, автора рассказа «Смерть Агаши». Это была моя первая встреча начинаю­ щего писателя с Алексеем Максимовичем Горьким, з а о ч н а я встреча на страни­ цах книги, ставшей ныне большой библио­ графической редкостью. * * * Во время первой мировой войны Горь­ кий, живший в Италии, вернулся в П етро­ град. Общественность столицы отмечала его возвращение горячо и разнообразно. Так, например, петроградские литераторы решили своими силами поставить в театре Л . Б. Яворской пьесу «На дне». Выступле­ ние «художественной самодеятельности» столичных писателей было затеяно неспро­ ста: по городу быстро распространилась весть, что в театр приедет Горький. Этого слуха оказалось вполне достаточным, чтобы билеты были распроданы в течение несколь­ ких часов. В чаянии увидеть Алексея Максимовича, я приложил все силы, что­ бы попасть на этот любопытнейший спек­ такль, в котором (за исключением одной лишь Л . Б. Яворской, игравшей «девицу» Настю ) все роли исполняли любители-пи­ сатели.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2