Сибирские огни, 1968, №2
степени ясности, какая свойственна наблю дениям реального мира. В противном слу чае из-под пера будут выходить либо блед ные, расплывчатые копии, либо умозритель ные, мертворожденные конструкции и схемы. В. Михайлов в дальнейшем останавли вается на проблеме создания типического характера, на раскрытии тайн, «общих всем», в которых однако заключена еще од на тайна, известная лишь создателю худо жественного произведения. А он должен возвышаться над читающей публикой зн а чительностью и глубиной своих мыслей и чувств. Создание типа требует понимания веду щих закономерностей жизни и мастерства воплощения их в индивидуальном харак тере. Художественный образ в литературе, как и в других искусствах, несет огромный эмо циональный заряд. Чтобы «заразить» чита т е л я чувствами, необходимо как говорил А. Н. Толстой, «создать мир и впустить гуда читателя», а не навязы вать ему своих эмоций, не ташить ertf за руку. В работе детально исследовано такж е читательское восприятие художественных образов, про слежены видоизменения, которые претерпе вают образы в сознании и воображении читающего. Автор указывает на важную роль жизненного опыта в этом процессе. Исследуется в книге и характер лично сти художника, который пишет «для себя» (если он скромен и не выдает себя за про рока, открывающего «вечные ценности» человечеству) и тем не менее служит об ществу, т. к. подлинный писатель — всегда передовой гражданин общества. Таким он должен стать, чтобы его труд имел смысл не только для него само го, но «для всех». В оздавая должное реальной действи тельности, объективному миру, В. Михай лов вместе с тем верно отмечает огромное значение личности художника: «Любая кни га хороша только своим автором. По су ществу, в ней нет ничего, кроме ее автора. Он без конца отраж ается в своей книге, д а же если ни слова не говорит о себе». «Величина личности» определяется мно гими факторами — идеологическими и пси хологическими. Выступая в сложном един стве, они формируют неповторимый, ориги нальный «почерк» писателя. Огромную роль в этом деле играет и талант. Проблеме таланта В. Михайлов уделяет много вни мания. «Каждый человек,— пишет он,— может развернуть свои силы, предстать пе ред согражданами во всем блеске своих способностей». Иначе говоря, каж дая лич ность может демонстрировать торжество таланта, если ее поставить в максимально благоприятные условия. Слов нет, такие условия помогают «блес ку способностей». Но вопрос вот в чем: всегда ли «блеск способностей» соответству ет уровню таланта? Конечно, этот ур овен ь: никем не декретирован. Но, основываясь на эмпирическом опыте широких читательских масс, путем простого анкетирования, на пример, довольно легко установить, что не всякий «блеск способностей» человека, пре тендующего на титул писателя, может соответствовать эстетическим потребностям этих масс. Нам думается, что следовало бы более четко различать понятия «способ ность» и «талант». Ведь не всякий способ ный человек может создавать произведения, имеющие широкую общественную ценность, не говоря уже о ценности общенародной и национальной. Автор верно пишет, что «каждому, кто идет в литературу, прежде всего нужно оценить свои возможности». Но дальше сле дует неточная фраза: «Если он умеет ви деть или хотя бы полон решимости научить ся видеть, он станет художником». Умение видеть сделает из человека ху дожника, но одной решимости для этого, пожалуй, маловато. Поэтому все то, что го ворится в книге о формировании личности, о личном опыте справедливо не для к аж дого желающего (хотя бы и горячо) стать писателем, а для тех, кто может им стать, ибо не всякое желание в данном случае равнозначно возможности. В заключение исследователь приступает к анализу «третьего акта творчества» — р а боты над языком художественного произ ведения. Он правильно утверждает, что только внутреннее постижение жизни, образное представление ее может дать плодотворный эстетический результат. Очень уместна приведенная цитата из сочинений Сент- Экзюпери: «Учиться нужно не писать, а ви деть. Писать — это следствие». Автор горячо полемизирует е теорети ками, которые ставят работу над фразой на первое место. И в этом споре он глубоко прав. Чтение книги В. Михайлова будит мысль, заставляет думать, еще раз прове рять то, что казалось известным, искать ответы на нерешенные вопросы. А это — главное для всякого подлинно творческого труда. М и х а и л С к у р а т о в «ПОЭТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ» А. КВЯТКОВСКОГО П оэтический словарь» — заметное явле ние нашей литературоведческой мыс ли. Этой книге1 предшествовали долгие, 1 А. К в я т к о в с к и й . Поэтический словарь, М.. изд. «Сов. энциклопедия», 1966.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2