Сибирские огни, 1968, №2
нехорошее. Обозленное у меня личное сердце». Начальник милиции: « — А так что ж : если все наловчимся руки ломать, где ж на всех рук напа сешься». Георгий Сибирцев на вопрос о том, как его самочувствие, отвечает: « — Есть у меня и самочувствие, П а вел Гордеевич». Академик Скитский: « — Я не курю... заимел, старый д у рень, сердце». Трудно различить говорящих! Если бы речь шла о «модных» словеч ках молодежи, бравирующей жаргоном, автора можно было бы понять. Но ведь тут-то совсем другое: одинаково говорят люди разных возрастов, разных характе ров, разного положения и уровня — рабо чие, интеллигенты, даж е бандюга, огра бивший кассиршу. Наблюдается и пристрастие к опреде ленным словам, которые очень неэкономно эксплуатируются в авторской речи. Вот, например, глагол «дышать»: «Люба долго дыш ала ему в губы». Че рез десяток строк: «И долго дыш ала ему в ладони...». Через страницу: «Дай я еше разок подышу тобой». Д алее: «Бондарчук подышал в ладошку», а через пять строк Рогов «подышал ей (Н аташ ке) в висок». Затем : «Вера глубоко дышала», «Вера дыш ала тихо-тихо», изобретатель Аким «творчески вдохновенно подышал», Ав дотья «дышала над личиком дочери», «в голосе этом опять прозвучало что-то... без чего не продышишь», «вечер этот был соз дан для того, чтобы... тихонько дышать рядом друг с другом» и т. п. Нередко можно наткнуться и на вы чурные красивости, на такие вот туман ные словосочетания: «Величественная жизнь в полуголодную обнимку с землей и небом начала творить живородящие и шахты, и жилища, и заво ды», или: речка «рвалась вперед и предела в свое далекое небытие (?) даж е и знать не хотела». А ведь рядом с этими премудростями,— отличная образная речь, патетика которой оправдана: «Н ад землей все выше, все неотврати мее подымался бледнеющий малиновый рассвет, и кто его знает, в каких высотах наливалось молодым румянцем одинокое, похожее на Колумбову каравеллу облако. А потом вдруг где-то над дальним Бело водьем будто летку в великаньем мартене пробили и стали вы давать великанью плавку». Тот факт, что роман остался недорабо танным, что не все оказалось до конца продуманным, а что-то не так воплощен ным, как было задумано,— факт этот тем более досаден, что, повторяю, немало в этом произведении и по-настоящему весомо го, значительного, своеобразного. Именно — волошинского! В, О д и н о к о в СЕКРЕТЫ МАСТЕРСТВА Б ывает так: читаешь роман, повесть, стихотворение... и невольно возникает мысль о том, как это человек сумел так написать, что и герои перед тобой — как живые, и чувства, возникающие от знаком ства с ними, берут тебя в плен без остатка. Очевидно, есть во всем этом какой-то се крет. Разгадке такого «секрета» и посвящена книга В. Михайлова «В поисках закономер ностей творчества»1. Рассеивая туман таинственности, автор стремится строго научно, основываясь на данных физиологии и психологии, рас шифровать сложный процесс создания худо жественных образов. Его острое зрение, богатый запас лич ных наблюдений и литературных фактов открывают читателю дверь в писательскую лабораторию , в которой свершается таин ство рождения поэтического произведения. Конкретизируя и поясняя специфику образного мышления, В. Михайлов прочер чивает путь рождения образа, описывает процесс перевоплощения писателя в своих героев. Внутреннее состояние художника во время акта творчества является психологи ческой моделью будущего персонажа, писа тель «моделирует, воспроизводит на себе состояние своих персонажей». И поступает о.н так, по мнению исследователя, потому, что «не может эти свои задачи решить рас судком». Но образное мышление не оторвано от логического. «Оба эти способа мыслить,— пишет В. Михайлов,— являются различны ми сторонами одного и того же процесса, без конца соприкасаются между собой, пе реходят один в другой, дополняют друг друга». Вживание в образ является сутью психо логического моделирования и способом про верки той или иной «образной гипотезы». Затем автор книги рбъясняет необходи мые качества писателя, которые способству ют процессу органического вживания в об раз: «сверхвидение» и «сверхслышание». Постоянный и упорный тренаж , подчеркива ет автор, помогает художнику достичь опре деленных высот в этой области творчества. В книге приводятся слова А. Н. Толстого, обращенные к молодым писателям: «...Вы. писатели, всегда должны галлюцинировать, то есть научиться видеть то, что описывае те». При этом подразумевается, что поэти ческое видение должно достигать такой ■ В а с и л и й М и х а й л о - В поисках з а кономерностей творчества. Западно-Сибирское кн. изд.. 1966.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2