Сибирские огни, 1968, №2

сывает читателю ребусы, заставляя его ломать голову, - либо по поводу того, чем вызвано то или иное важное сюжетное со­ бытие либо по поводу того, что и когда происходило, что чему предшествовало Избранный им прием «сначала удивлю, а потом кратенько, попутно объясню в чем суть» — становится утомляюше одно­ образным Хорошая вешь — лаконизм Но при том условии, если он конденсирует в себе заряд мыслей и эмоций и ja таким лаконизмом читатель может разглядеть что-то суще­ ственное, способное заменить простран­ ные описания А вот го, как «с размаху» введена в действие на первых страницах некая Лю ­ ба, как возникает близость ее с Роговым, как, попав из геологической партии (куда Рогов был временно отпущен по особому распоряжению) в консерваторию, Люба, окончив ее, стала артисткой и сообщила Рогову в письме, что у него есть дочь... в Янаульском детдоме, а сама-то Люба вышла зам уж ,— все это прочерчено в сю­ жете едва заметным и надолго прерываю­ щимся пунктиром. Поэтому страдания Рогова отнюдь не трогают читателя — они лишены худож е­ ственной достоверности. И з письма Любы выясняется, что доче­ ри их уж е четыре года. Когда прошло это время между шест­ надцатой и двадцать восьмой страницами? Непонятно. Н адо сказать, что скачки времени в ро­ мане не однажды заставляю т читателя не­ доумевать. Через несколько страниц после письма Любы Рогоз, освобожденный из заключе­ ния, едет в Янаул за дочерью Наташкой. Еще через несколько страниц Рогов — в родных местах, на руднике. И почти сразу речь идет о том, что он назначен управляю ­ щим трестом. Но сообщение о том, что это произошло вслед за тем, как он после тюрьмы «два года работал горным масте­ ром»,— опять-таки абсолютно неожиданно. Когда и как прошли мимо сюжета эти два года? Пож алуй, еще большее недоумение вы­ зывает развитие взаимоотношений Рогова с другой героиней — Верой Чугуновой. Собственно, развития-то никакого и нет! Увидел Рогов Веру на собрании, не запом ­ нил ее. ибо при новой встрече не сразу мог вспомнить — кто это; далее следуеД инте­ ресно • написанная едена у костра, где Ве­ ра, случайно там оказавш аяся, быстро на­ ходит общий язык с Наташкой. А незадол­ го до конца читатель абсолютно неожидан­ но узнает, что Вера стала... женой Рогова. Прием «сначала удивлю...» пронизыва­ ет книгу буквально насквозь. На заклю ­ чительных страницах книги мы узнаем, что Рогова, когда он был в гостях, куда-то вы­ зывают. Можно лишь догадаться, что при­ чина важ ная, ибо он, уходя, даж е не- по­ смотрел пи на Веру, ни на Наташку. Сразу за этим — после пробела — идет фраза: «Вот уже второй час мерно и мощно гудят моторы ИЛ-18». Рогов куда-то летит с Верой, которая «теперь всегда рядом, всегда есть и будет рядом». Это сообщение читатель невольно «про- глатывает», не улавливая, как того и хо­ тел автор, многозначительности фразы. Только потом осознается и смысл нарочи­ то проходных слов: «Слышно, как она смеется... И Рогов знает, какие должны быть сейчас у нее глаза» и т. д. На предпоследней же странице — в ко­ торый уж раз! — автор возвращ ает нас назад, сообщая, что «тогда» (надо пони­ мать — после вызова из гостей) Рогов спустился в шахту, направился один в опасное место и, когда уже решил возвра­ щаться, «позади с надсадным кряком рва­ нуло. Потом в лицо, в глаза накатило баг­ ровое, нестерпимо жаркое». Следует нозый отступ, после которого мы узнаем, что Рогов целую зиму проле­ ж ал в больнице, где рука и нога его стали благополучно срастаться (?) и где он бод­ ренько заявил одному из посетителей, что через несколько месяцев «двинется в знаме­ нитую глазную клинику... врачи кое-что обещают». Вот только когда читатель узнает, что Рогов... ослеп! Д аж е об этом трагическом событии в жизни главного героя сообщается попут­ но, нарочито «между прочим». Вот такой лаконизм, характерный для романа, вряд ли оправдывает себя. Конечно, писатель не обязан описы­ вать все день за днем. Но когда весь ро­ ман построен с помощью «перестановок» или изобилует неожиданными сообщения­ ми о важных событиях, которых в сюжете не было, это уж начинает восприниматься либо как композиционное «кокетство», либо как «незавершенка», пользуясь производ­ ственной терминологией! Мне думается, что недостаточно на этот раз поработал А. Волошин и над языком романа. Почти все действующие лица частенько выражают свои мысли однотипно, в од­ ной и той же интонации и манере — с не­ различимой обязательной иронией, с одним строем речи. Примеров можно привести сколько угодно. Рогов не хочет, чтобы «даж е самые знаменитые знаменитости, даж е при по­ мощи ультрасовременной электроники, ко­ пались в его персональном пищеводе». Начальник штаба полка Романенко (возникающий в воспоминаниях Рогова) говорит: «— Пользуйся тут моей славой, пока знахари будут ковыряться в моих драго­ ценных кишках». Начальник лагеря Кузьма Кузьмич за ­ являет: «— Вообще-то личное сердце у меня

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2