Сибирские огни, 1968, №2
нецкой», а с первого взгляда и — «Д аль них гор».1 Роман этот вызывает противоречивое отношение. Д о сих пор появляются иногда произ ведения, в которых технологии больше, чем психологии. В романе А Волошина даж е, к аза лось бы, чисто технико-экономические проблемы (скаж ем,— продолж ать или оста новить разработку такой-то угольной лавы) врываются в сердца действующих лиц, бу дораж ат их страсти, переплетаются с их личными горестями и радостями. А уж в знании, в долголетнем изучении насущ ных нужд кузбасских шахтеров, их труда и образа жизни — А. Волошину не от кажешь. Привлекает и стремление автора не об ходить острых углов, активно вторгаться в не решенные еще проблемы развития нашей угольной промышленности. Н аряду со знакомыми персонажами, начиная с главного героя — инженера П авла Рогова, чудесных стариков — «пат риархов» шахтерского племени, вроде Афанасия Вощина, мы встречаемся здесь и с новыми действующими лицами. Одной из лучших каж ется мне глава, рассказы вающ ая о настоящем и прошлом семьи Звонаревых, где раскрывается еще один аспект темы ликвидации кулачества как класса (хотя отступление в прошлое, пож а луй, слишком уж надолго уводит читателя от основного действия). Вообще, в романе «Все про Н аташ ку» — немало сильно написанных стра ниц, динамично развивающихся сцен, яр ких пейзажей Кузбасса. Во всем этом проявляется запомнив шаяся читателю волошинская «хватка». Вероятно, любой автор сердцем почует, что после этих похвал рецензент собирает ся произнести слова «но...» или «и все же...» Эх, если бы автор ошибся! Увы, серд це — вещун... К сожалению, роман пришел к читате лю недоработанным, и не во всем ясна в данном случае основная задача писателя. В краткой издательской аннотации ни как не пояснено, является ли роман «Все про Наташ ку» долгожданным окончанием или ж е своеобразной- переработкой «Д аль них гор»,— такой, которая делает тот ро ман как бы недействительным А между тем, среди действующих лиц есть такие, которые, сохранив свои преж ние имена и поофессии, наделены харак теристикой... диаметрально противополож ной! Запомнился в «Дальних горах» Георгий Хлебников — х о р о ш и й , светлый, честный парень. Его тезка, б'-игадио п р о х о д ч и к о в Георгий Сибирцев обращается к нему: «Ты — настоящий работник, дай бог к аж 1 А л е к с а н д р В о л о ш и н . Все п р о Н а . ташку. Роман. Кемеровское кн изд.. 1967. дому, как говорят старики»,— и вполне обоснованно выдвигает его вместо себя главой этой бригады, уходя в другую. И хотя отношения двух Георгиев омрачены тем, что оба любят Соню Рожкову, кото рая предпочитает Сибирцева, читатель убежден: Хлебников не подведет! И вот — странная метаморфоза: в ро- майе «Все про Наташку» оба Георгия то ж е работают в одной бригаде и тоже лю бят одну д ев уш к у— только не Соню Р ож кову) которой будто и не было!), а Веру Чугунову, но при этом Хлебников — отвра тительная личность, кулачина по натуре* скопидом, буквально одержимый ж аждой накопительства. В принципе любой автор, вероятно, имеет право сказать: мой герой, что хочу, то с ним и сделаю... Но... какая-то понят ная читателю обоснованность совершенно другой биографии и другой смысловой су ти образа долж на ж е быть! А -сопоставления с «Дальними горами» в читательском восприятии невольно про должаются. В том романе Рогов стал управляющим трестом, и служебное поло жение его было весьма крепким до послед них строк произведения. А в первых аб зацах романа «Все про Наташку» мы узнаем, что Рогов находится в заключении. Почему? В чем дело? Оклеветан и не законно репрессирован? Позже упоминается о какой-то круп ной аварии на шахге, стоившей жизни не скольким людям. Еще позже мы узнаем, что, оказывается, трагически погибла — вместе с четырьмя другими шахтерами — Галина Вощина, одна из героинь «Земли Кузнецкой» и «Дальних гор», любившая Рогова. Когда? Как? Читатель долгое время решительно ни чего не знает, хотя многозначительных на меков на это событие много. Потом дает ся краткая справка по поводу того, как это произошло. Только — справка! В действии это ни где не показано. Перед самым концом романа, в очень хорошо написанной сцене встречи двух стариков — Прокопия Чугхшова и Аф ана сия Вощина — мы — рпягь-таки неожидан н о — узнаем, что во время катастрофы Ро гов был начальником шахты, а вовсе не 'управляющим трестом. Лишь тогда ста новится понятным, почему он был осужден. Так, прочитав весь роман, начинаешь понимать, что «Все про Наташку» — не окончание, а что-то вроде нового варианта «Дальних гор» или просто другой роман, построенный к а к . бы на «обломках» того- произведения Построенный... Но внимательно прочи тав роман, я так и не смог уяснить, во имя чего А. Волошин решил на этот паз строить . произведение с какой-то особен ной затрудненностью, с явно искусствен ной усложненностью, полузашифрован- ностью, что ли. Он ежеминутно подбра
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2