Сибирские огни, 1968, №2
обрётает уж е вполне ощутимые и зримые черты. П равда, одно из стихотворений — «Очень трудно без песен...», посвященное Л. Мартынову,— нельзя признать удачным. В противовес поэме «Земля», здесь много раз испробованная тема, раскры тая самим названием, по первой строчке, не пошла дальш е повторения пройденного. Зато дру гие стихотворения содерж ательны и ори гинальны: «Я беру чудо-колбу...», «К арти на В. Г. Перова «Странник» и — особен но — «А вы смогли б, свободно, просто...» Последнее представляется мне одним из самых удачных не только в книге «Остро ва», но и в творчестве поэта вообще. З а щита великой значимости худож ественно го слова осуществляется в нем с особой напористостью и страстью. Есть в России места, где поэт, обладающий хотя бы кап лей совести, не может сфальшивить, где все наносное, неискреннее сразу становится явным. Такое место — Красная площадь. Сюда ведет Евгений Б уравлев художника, здесь допраш ивает его с пристрастием: смог бы он на лобном месте прочесть на роду свои стихи? Смогли б?.. Добро. Но преж де взвесьте. Достанет ли ума и сил: Ведь это здесь, на этом месте Н ачало правды на Руси. I Здесь в честь побед салютовали, Скорбили в годы тяжких бед, И здесь ж е тех четвертовали. Кто был предвестником побед, И если 'ты предельно честен, Готов ли ты, как на суду. Прочесть стихи на лобном месте У всей России на виду? «Л ом ает копья молодежь...» — стихо творение, где вновь ставится проблема взаимоотношений «отцов» и «детей». Но тут у поэта есть свой смысловой акцент. Спокойно и веско повествует он о том, что каж дом у поколению выпадает на долю огромная историческая работа, которая и определяет его своеобразие, что всегда и для всех поколений есть одна общ ая цель революционного движ ения вперед. Г ораз до важнее, по справедливому убеждению поэта, довести каж дого нашего современ ника любой возрастной поры до того вы сокого уровня моральных требований, ко торый выдвигает эпоха .. С разных сторон подходит поэт к проб леме очищения человеческого характера от всего порочного, наносного, слабого. Он* требует бережного отношения к человече ской личности и призывает отказаться от существующей еще скверной традиции — проявления беспощадности к живым и под черкнутого уваж ения к умершим. Он обли чает равнодушие к чужой беде, призывая к подлинно братским отношениям между людьми («Ах, как щедры мы на сове ты...»). Не однажды и весьма удачно поль зовавш ийся в своем творчестве сатириче ским оружием, Е. Буравлев дал точный и выпуклый тип всегда и во всем абсолют но ровного, «правильного» человека. Мет ко охарактеризован его символ веры: если покопаться в душ е любого, то не окаж ет ся в мире невиновных, исключая, разум е ется, самого «борца за правду», медленно, но методично накапливающего факты, чтобы утопить ближ айшего друга. Чтобы представить себе такого типа, вполне до статочно прочитать строки: «Он всех нас знал, и все просчеты, все наши слабости он знал, и бил всегда с таким расче том — чтоб точно в сердце, наповал». Стихи о назначении поэзии и поэта, размышления о характере советского че ловека нашего времени, бесспорно, расши рили гражданственный кругозор поэзии Е. Буравлева. Ныне он затронул новые со кровенные и дорогие его сердцу темы, и лирика поэта, как и прежде очень широкая по диапазону, оказалась согоетой изобра жением живой человеческой души в ее исканиях, в ее эстетическом своеобразии. Б. Р я с е н ц е в ОКОНЧАНИЕ ИЛИ ВАРИАНТ? Д евятнадцать лет назад, в первых но мерах «Сибирских огней» за 1949 год, появился роман Александра Волошина «Земля Кузнецкая». Если рассказы и очерки, напечатанные ранее, хотя и заявили об интересных воз можностях этого автора, но не принесли ему широкой известности, то роман сразу привлек к нему пристальное внимание чи тателей и профессиональный интерес со братьев по перу — романистов и критиков. Вскоре роман был удостоен Государствен ной премии. Затем в новом романе «Дальние го ры», опубликованном в ж урнале в конце 1951 года, писатель вернулся к своим лю бимым героям, тем, кто добывает «хлеб промышленности» — уголь, и проследил их судьбы дальше. Впрочем, широко задуманное повество вание о сибирских шахтерах осталось и на этот раз незавершенным — на послед ней странице было указано: «Конец пер вой книги». Более полутора десятилетий после это го А. Волошин писал повести, рассказы , пьесы, герои которых во многом были близки персонажам романов, но все же это были другие люди. И лишь в 1967 году появился новый роман А. Волошина, воз вращающий читателя к героям и некото рым сюжетным перипетиям «Земли К уз
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2