Сибирские огни, 1968, №2
столь уж очевидна для зсех. И рассказы М. Халфиной по-своему воюют с психо логией тех обывателей, которые весь смысл жизни видят лишь в том, чтобы не давать, а брать. Моральный принцип нашего общ ества — человек человеку — друг, товарищ и брат — обретет созидательную силу только при ус ловии нравственного образования всех чле нов этого общества. Ещ е Белинский гово рил: «Есть много родов образования и р аз вития, и каж дое из них важ но само по се бе, но всех их выше долж но стоять образо вание нравственное. Одно образование делает вас человеком ученым, дру гое — человеком светским, третье — адми нистративным, военным, политическим и т. д. Но нравственное воспитание делает вас просто Человеком». «Простые истории» М. Халфиной и вно сят свой вклад в дело нравственного обра зования. А. А б р а м о в и ч О СОКРОВЕННОМ И ДОРОГОМ I I I есть книж ек стихов, две пьесы, иду- щие на сценах сибирских театров, сборник очерков... Все это свидетельствует о большом писательском опыте Евгения Буравлева. Автор известных поэм «К ладо искатели», «К расная горка», «П ервая плав ка» и множества стихотворений, поэт про явил свое дарование прежде всего в гр аж данской лирике. Темы его всегда были по литически остры, пафос — очень напряж ен. В новой книж ке 1 «традиционный» Евге ний Буравлев напоминает о себе не только перепечаткой ранее известных вещей (оче видно, книга носит итоговый характер), но и произведениями, написанными недав но. Характерный пример — «Б ал лада о слове «надо»... М уза труда, муза, по вы ражению самого поэта, «в прорабском плаще» вновь воспевает героев большого дела, мужественные, закаленны е сибир ские сердца. Здесь дан как бы спаянный воедино цикл, и каж дое коротенькое сти хотворение неразрывно связано с другим единством темы при различном сюжетном решении. Слово «надо» в данном слу чае — символ нераздельной слитности со ветского человека со своей родиной, и в ней, этой слитности, источник победы лю дей — надо ли им прорваться сквозь вра 1 Е в г е н и й Б у р а в л е в . Острова. Стихи. Поэмы. Кемеровское кн. из.'... 1367. жеское кольцо, или водрузить знам я на рейхстаг, или найти газ и нефть на д ал е ком севере, или одолеть целину. Творческая биография Евгения Б урав лева была биографией роста, созревания, накопления опыта. И очень приятно, что в новой книге это движение не прекращ а ется, что здесь совершенно очевидны пои ски новых тем и новых художественных решений. Если внимательно прочесть закончен ную в 1966 году новую поэму «Земля» и стихотворения этого ж е и 1967 годов, то поворот поэта к новым темам можно оха рактеризовать следующим образом: если раньше он тяготел к произведениям сю жетным и интересовал его преимуществен но герой конкретный, проявляющий себя в действиях, в событиях, то теперь в цент ре внимания оказываю тся мысли и чувства самого поэта: о смысле жизни, ее противо речиях, о том, что сейчас волнует нашего современника. При этом в суждениях о назначении литературы и искусства лич ность, мироощущение, психология самого поэта выступают, естественно, на первый план. Когда ж е он судит о других в аж ных яв л ен и ях . и проблемах, образ поэта синтезируется с обобщенным типом героя. Н аиболее крупное новое произведение Е . Б уравлева — «Земля» — охарактеризо вано самим автором как «не научная, но довольно фантастическая поэма. В двух ч а стях. С прологом и эпилогом». Тема ее достаточно «заезж енная» — о физиках и лириках. Поэт не случайно говорит: «бес предметный спор — о физике и поэзии...» Впрочем, всем хорошо известно, сколько примелькавшихся тем ж ивет в литературе. Они потому и важны , что на них, как на оселке, проверяется дарование художника, его творческие возможности. Само собой разумеется, что Е. Б урав лев отвергает как «физиков», удобно устра ивающих свою жизнь под флагом важной науки и под крылом настоящих ученых, так и «лириков», примазавшихся к поэзии. Вполне основательно доказы вая, что при всех космических начинаниях нельзя з а бывать о Земле (что, по сути своей, тож е не ново), поэт именно потому, что. он устанавливает свой угол зрения, подкупает нас искренностью своих мыслей и чувств. Подлинная поэзия придает новизну и свежесть тому, что уж е не раз утверж да лось. Вот почему боевой запал суждений Е. Б уравлева оказывается необходимым, его критическое отвержение всего, что мешает жизни,— правомерным, а его прославле ние красоты Земли, к которой надо «от носиться л у чш е—г не только топтать ее, но и любить»,— доказательным . О браз поэта воинствующего, живущего людскими радостями и горестями, отстаи вающего все доброе и благородное и смер тельно ненавидящего все отвратительное,— этот образ намечался и в предыдущих книж ках Е. Буравлева («Лишь бы люди богаче...» и др.). В новых стихах он при-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2