Сибирские огни, 1968, №2
КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ Н. С о б о л е в а «ПРОСТЫЕ ИСТОРИИ» МАРИИ ХАЛФИНОЙ D нешне — действительно, все они о простом, о житейском. Но не так уж просты эти истории.1К аж дая из них — программа борьбы за Чело века. Борьбы трудной, длительной, с успе хами и поражениями. А вернуть миру че ловека — это то ж е, что созидание. Это сродни творчеству. Мы ясно можем представить себе, какой бы стала через несколько лет Светка из рассказа «Мачеха» — девчонка, которая «не умела улыбаться», «обходилась в раз говоре всего двумя словами «да» и «нет», глядела всегда исподлобья, куда-то в сто рону,— не доведись ей попасть в семью Шуры и П авла. Н аверняка была бы такой же дикой, озлобленной и нелюдимой, как и ее мать. Шуре пришлось бороться за каждый доверчивый взгляд, за каж дую улыбку этого семилетнего человека, и подчас ее охватывало бессилие и отчаяние: «Иной раз в глазах даж е потемнеет, затрясет всю, а все шутишь и улыбаешься, все подход этот самый к ней ишешь. Ну что ей нужно? Так вот схватила бы ее за плечи, трясла бы, трясла: «Ну скажи, уродушка ты не счастная, чего тебе не хватает? Что ты от нас хочешь?!» Но терпение и ласка согрели и растопили, наконец, сердце девочки. И самой большой наградой для Шуры и П ав ла была та минута, когда Светка сама при 1 М а р и я Х а л ф и й а . Пргстые истории. Рассказы и повести. Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд., 1967. ласкалась к ним. Завоевать сердце челове ка, пусть маленького, но уже Человека — это ли не подвиг любви! К такому подвигу призывает нас писа тельница и в рассказе «Зачем они их поку пают». Его героиня — чуть младше Свет ланы. Но «тихоней» Зойку никак не назо вешь — она и в драку ввяжется, и соврать не побоится, и озорничать любит, и ругать ся умеет, а при случае «старается вспом нить самые-самые скверные слова и тол стым отцовским голосом выкрикивает их в лицо годовалому Леньке». И в то же вре мя Зойка рисовать любит, любит музыку и песни («у нее какое-то редкое, не ребячье чутье на истинно хорошие песни»), с удо вольствием помогает взрослым, «но не по нарошку, а хочется ей сделать что-нибудь настоящее, дельное: постирать, например, ножик песком почистить, цветы полить... И чтобы потом похвалили за хорошую ра боту». В Зойке сейчас в равной мере есть и хорошее, и дурное. Но * ito победит? Д а дут всходы добрые семена или забьет их бурьян? Не проходите мимо! — как бы говорит нам автор.— Еще год, другой и будет уж е поздно! Будет положено начало несчаст ной, уродливой судьбе! А мириться с не удачными судьбами, с фактами появления «трудных характеров» М. Халфина не хо чет. Как и герои ее рассказов Нелегко найти подход к ребенку с иска леченной судьбой, но, пожалуй, еще труд нее вернуть к жизни взрослого человека, который по тем или иным причинам ока зался «выбитым из колеи», заброшенным в кризисную ситуацию. Этой проблеме писа тельница уделяет особое внимание. М. Халфина н'е пытается доказывать, что у нас совсем нет места одиночестзу, духовному непониманию. «отчуждению» отдельных судеб от общества. Она не от махивается от явлений которые хотя и «не должны быть», но. к сожалению, еще бы туют в нашем обществе, и пооизводит со циально-психологическое исследование при чин, породивших эти уродливые явления.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2