Сибирские огни, 1968, №2
геройству, огнем артиллерии было уничто жено более 200 немцев, сожж ен один танк «Тигр» и самоходная пушка «Фердинанд». В этих боях Карпов был ранен, но он не покинул поле боя, а продолж ал вести не равный бой с противником» (кн. 2, стр. 529). О гибели писателя-коммуниста Владими ра Ставского до последнего времени сооб щались самые противоречивые данные. Одни утверж дали, что будто «писатель вместе со своими товарищ ами решил осмотреть под битые немецкие танки и приблизился к од ному из них. Неожиданно из дымящейся машины полоснула автом атная очередь...» Другие считали, что Ставский сам, «когда вражеский пулемет затих, улучив минуту, по-пластунски пополз к «Тигру»...» Только недавно с помощью бывшего за местителя начальника штаба 2-го П рибал тийского фронта полковника запаса П. А. Фисунова удалось найти копию «Донесения Военного Совета 3-й Ударной армии об об стоятельствах гибели и некролог на смерть В. П. Ставского». Вот выдержка из этого документа: «...В 16.30 34.11.43 г. погиб от пулемет ного огня противника на боевом посту де путат Верховного Совета СССР писатель С тавский Владимир Петрович... Н аходясь 14.11.43 г. в 21 гв. дивизии, он в 7.00 вместе с нач. политотдела дивизии выехал в 64 гв. стрелковый полк... По пред ложению т. Ставского они зашли к двум подбитым нашими артиллеристами немец ким танкам «Тигр», которые от переднего края находились в 500 метрах. Не дойдя до танков 50 метров, пулеметной очередью с переднего края противника писатель С тав ский был убит, а Круглов тяж ело ранен...» («Советская печать», 1966, № 10, стр. 26). Сменили перо военных журналистов на автом ат молодые советские поэты Николай М айоров, Алексей Лебедев, Георгий Суво ров, Михаил Кульчицкий, Павел Коган, Всеволод Багрицкий и многие другие. Они стали бойцами, пошли в бой и погибли. По гибли без страха и сожаления. П одтверж де нием этому служ ат замечательные строки Г. Суворова: В воспоминаньях мы грустит не будем, Зачем тревожить грустью яс.-ость дней. Свой добрый век мы прожили как люди И для людей. ...Имена всех писателей, мужественно сраж авш ихся пером и штыком на фронтах Великой Отечественной войны, невозможно даж е просто перечислить — их сотни и сот ни... П отеряв в своих рядах каж дого треть его, советские литераторы с честью отстоя ли главный рубеж войны. Старый афоризм гласит: «Когда гремят пушки — музы умолкают». Некоторые анг лийские поэты, следуя этому «мудрому» изречению, в годы второй мировой войны намеревались положить свои стихи в сейфы. Советские писатели в эпоху Великой Оте-, чественной войны всем своим творчеством доказали его лживость. Именно в годы тягчайших испытаний над бескрайними по лями нашей Родины музы звучали как никогда громогласно— то печально и скорб но, то призывно и грозно, то победно и тор жественно. Сотни советских поэтов и про заиков, драматургов и публицистов в годы войны написали лучшие свои произведения, снискавшие признание и любовь миллионов читателей. Как ж е изучен, исследован этот важ ней ший период истории нашей литературы? Прямо скажем: слабо, очень слабо. Вот почему все мы с таким нетерпением ожидали появления 78 тома «Литературного наслед ства», посвященного советским писателям на фронтах Великой Отечественной войны. В конце 1966 г. этот долгожданный труа вышел в издательстве «Наука» — в дорогом переплете, в богатом и красочном оформле нии, на прекрасной, первосортной бумаге. Все в нем, начиная с суперобложек, гово рит о фундаментальности издания. М атери алы, опубликованные в двух книгах, бесспор но, значительно дополняют и расширяют на ше представление о работе писателей на фронте, о подвиге советской литературы. В первой книге тома опубликованы про изведения, созданные в годы войны, но по тем или иным причинам не появившиеся в печати. Впервые публикуются, три очерка М. Ш о лохова, написанные для зарубежной печа ти в августе — сентябре 1941 года и остав шиеся неизвестными в нашей стране: «По пути к фронту», «Первые встречи», «Люди Красной Армии». Уже в этих, в сущности, беглых зарисовках появляются меткие на блюдения и детали, намечаются характеры, которые потом развернутся в законченные образы героев романа «Они сраж ались за Родину», рассказов «Наука ненависти» и «Судьба человека»... Год отступления горек. Нам он зачтется за сорок самых тяжелых лет. Вспомни оставленный город. как он смотрел нам вслед. Вспомни распахнутый ворот: «Всех не прикончите! Нет!» Это строки из фронтовой тетради поэта- красноармейца Семена Гудзенко. Он ушел добровольцем на фронт в сорок первом, хо дил под смертельным огнем в атаку, был ранен, испил полную чашу солдатских го рестей и радостей: «Мы искали ритмы в пыльных маршах. Шли в бой из детской кутерьмы. Седели. Становились старше» (кн. 1, стр. 86—89). «Строки, написанные тогда и вы держ ав шие испытание времени,— пишет М аргарита Алигер,— эти строки поэт может числить в своем золотом фонде, в них он уже может не сомневаться. И мне бесконечно дороги стихи военных лет, стихи, которые навсегда остались в моей судьбе, которые, может быть, и определили ее, эту судьбу» (кн. 1, стр. 97).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2