Сибирские огни, 1968, №2
СЕМЕН БОРЗУНОВ ■ На г л а в н о м р у б еж е Военно-патриотическая тема была одной из важнейших и постоянных тем советской литературы на всем полувековом пути ее развития, потому что всегда существовала угроза нападения на нашу страну со сторо ны империалистических государств. Эта тема остается чрезвычайно актуальной и сегодня, ибо такая угроза не отпала. Выступая на XV III съезде партии, Ми хаил Ш олохов говорил: «Советский писа тель, надо прямо сказать, не принадлежит к сентиментальной породе западноевропей ских пацифистов. Если враг нападет на на шу страну, мы, советские писатели, по зову партии и правительства, отложим перо и возьмем в руки другое оружие». 4 И когда грянула Великая Отечественная война, свыше тысячи советских литераторов отправилось на фронт. Одни из них, такие, как Виталий Закруткин, Анатолий Софро- нов, Всеволод Кочетов, сразу стали коррес пондентами армейских газет; другие — Ми хаил Алексеев, Николай Грибачев, Василий Гришаев — были командирами боевых под разделений. На передовых позициях, в око пах, и транш еях в те дни можно было уви деть многих представителей советской ли тературы и искусства — и прозаика Бориса Горбатова, и драм атурга Всеволода Виш невского, и поэта Александра Прокофьева, и композитора Соловьева-Седого, и худож ника Николая Ж укова, и скульптора Е вге ния Вучетича... На фронт ушли писатели с мировым именем (к примеру, Михаил Ш о лохов) и начинающие, еще мало известные тогда Михаил Бубеннов, Анатолий Калинин, Евгений Поповкин... Где бы и в качестве кого бы ни находились советские писатели, они всегда прежде всего оставались бойца ми литературного фронта, каждодневно наблюдая и осмы сливая героику военных будней, показы вая в своих произведениях, написанных по горячим следам собы тий, истоки массового героизма совет ских людей, воинов армии и флота. Писательское перо приобретало значения мощного оружия, необходимого для победы. В первые тяж елые дни войны, когда наши войска оставляли один рубеж за другим, важ но было укрепить в народе веру в наше правое дело, в нашу конечную победу. Нельзя было оставлять этого главного рубежа — ру беж а коммунистических идеалов, веры в не победимость советского строя. И литераторы насмерть встали именно на этом главном рубеже. Они воевали честно, стойко и от важно, делили с солдатами тяжкие невзго ды и редкие радости войны. Чем только ни занимались литераторы на войне; писали корреспонденции, статьи, очерки, рассказы, стихи; составляли листовки «передай по цепи» о подвигах советских солдат; писали воззвания, адресованные к войскам против ника; сочиняли памятки о том, как действо вать в различных условиях времени и мест ности; помогали офицерам-специалистам соз давать различные, чисто военные инструкции, наставления и учебные пособия... А когда бы ло необходимо, смело шли в бой, брали на себя обязанности командиров, становились к орудиям, ложились за пулемет, бросали гранаты, шли в цепях атакующих солдат... Характерна в этом отношении биография Аркадия Петровича Гайдара. Этот «старый красноармеец», начавший свою военную биографию в 15 лет, в годы гражданской войны командовавший ротой, батальоном и полком, в первый же день войны потребо вал отправки его на фронт. Но воачи не разрешили. Гайдар поднял шум. Он добился специального ходатайства партбюро и обо ронной комиссии Союза Писателей о меди цинском переосвидетельствовании «бывшего командира полка, освобожденного от воен ного учета по болезни». Медкомиссия раз решила Гайдару пребывание на фронте лишь в качестве военного корреспондента. Писатель немедленно этим воспользовался: 19 июля на основе разрешения Генерально го ш таба РККА редакция «Комсомольской
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2