Сибирские огни, 1968, №2
ную. Поэтому рассказы В. Солоухина о ш едеврах Русского музея или Е. Дорош а — о памятниках древней Руси далеко выхо дят за рамки просветительства. Их любовь к прошлому народа зараж ает читателя, а само это прошлое становится частью на шего нынешнего бытия. К прошлому обращ ается и Ю. Черни ченко, он пишет о судьбе наших худож е ственных ремесел. И вот оказывается, что, помимо нравственной, здесь есть еще и проблема экономическая. Пренебрежение к труду народных умельцев обедняет нашу культуру — это очевидно, но оно ж е обед няет и казну. При теперешних м еж дуна родных контактах, развитии туризма бла гоприятные условия, созданные для народ ных мастеров, не только служили бы пропаганде русской культуры, не только обеспечили бы трудом многих талантли вых людей, но и дали бы огромные при были государству. Вот как может обернуть ся выступление публициста, посвященное, казалось бы, не актуальной проблеме. Писатели рассматриваю т экономические, социальные и — обязательно — нравствен ные аспекты нашего общества. Они бо рются за высокие идеалы человека, их волнуют мотивы человеческих поступков, преемственность революционного опыта. Они говорят о двусторонней связи между моральными и материальными стимулами. Такие выступления публицистов вызывают живой отклик и обсуждения, как это было с «Трудной книгой» Григория Медынского и его ж е статьей «Стимулы и идеалы». Публицист наших дней — человек боль шого опыта и эрудиции, обогащенный зн а ниями современной науки. Это помогает ему загляды вать в завтрашний день. П уб лицист берет на вооружение исследования социологов. Это позволяет ему аргументи рованно рассуждать и о проблемах дем о графии, и о том, как в недалеком буду щем используют свободное время, и о том, как преодолеют еще живущие предрассуд ки и пережитки. Благодаря труду социоло гов яснее становятся трудовые стимулы и тенденции их изменений. Публицисту помо гают данные, представленные экономиче ской наукой. И вот уж е появляется очерк о сезонничестве как явлении, которое своей ставкой на сезонных рабочих не способ ствует ни развитию отдаленных районов, ни высокой производительности труда. Сезон ник нетребователен, но он чувствует себя временным человеком, у него нет прочных корней в тех местах, где он лишь зараб аты вает деньги и ждет истечения срока дого вора. С очеркистом В. Канторовичем, напи савшем обо всем этом, можно спорить, но нельзя не видеть серьезности его аргумен тов. В стране проводится экономическая ре форма. Дело это новое, не везде идет глад ко, требует расчета и смелого риска. И здесь на помощь ученым и практикам- производственникам приходят публицисты. Как в тридцатые и сороковые годы М. Ш а- гинян, Б. Агапов, Б. Галин, И. Горелик, так и сегодня журналисты и писатели пы таются проникнуть в суть проблем с тем, чтобы их выступления были авторитетны ми, помогали в решении сложных народно хозяйственных задач. С оздавая летопись истории, писатель- публицист, как мы убеждаемся, дум ает не только о сегодняшнем дне. Он воспевает подвиг, чтобы рождались новые герои, он критикует негодные методы руководства, чтобы легче и лучше жилось нашим людям завтра, он отвергает всякую возможность нарушения демократии, чтобы никогда не было несправедливостей в обществе, сама природа которого призвана обеспечить справедливость для всех. Писатель-публи цист по сути своей борец, участник всего совершающегося. Он болеет общей болью, у него общие радости со всеми. И к<;гда его статьи проникнуты пафосом созидания, и когда он пишет горькие строки, он все равно ощущает сам и дает возможность ощутить другим «ветер века», который «в наши дует паруса».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2