Сибирские огни, 1968, №2
истину. Очень нужно, чтобы писатель-пуб- лицйст был огражден от несправедливых упреков, не грех и извиниться перед ним, а это, однако, не всегда делается вовремя. Вот ведь почти аналогичная история произошла и с очерком Федора Абрамова «Вокруг да около». Туго приходится пред седателю северного колхоза Ананию Его- рычу. Хотя уж е и сказано, что колхозники сами знают, какова долж на быть очеред ность работ, но сверху нажимают, сводка требует своего, и председатель уступает наж им у — вместо срочной, немедленной уборки сена начинает заготавливать силос. И вот время упущено, идут дожди, и с тревогой смотрит председатель в хмурое небо. В очерке, благодаря тому, что пред седатель начинает обход деревни, загляды в ая то в один, то в другой дом, мы зн а комимся со многими людьми. Видим и нелегкую бабью судьбу Клавки Нехоро- шевой, и вынужденного единоличника ста рого Петуню, которому ни за. что не про жить без приусадебного участка. Мы понимаем, как тяж ко сельскому жителю без своей коровки, и нам ясно, почему ее нет у него. Федор Абрамов в очерке, на печатанном в январе 1963 года, ставил вопрос резко и прямо. Он вместе с пред седателем колхоза осуж дал практику, при которой «под самым Полярным кругом из года в год сеют кукурузу, а потом перепа хивают под рожь». Писатель отлично по нимал реальные трудности северной дерев ни. Ананий Егорыч рассуждает: «Семна дцать лет как кончилась война, а в сельском хозяйстве мы еше воюем. Каждый пуд с боем берем...» В этой борьбе за кол хозные пуды председатель приходит к не легкому решению: объявить воскресник и дать колхозникам не 10 процентов нако шенного сена, а все 30. Нет, он не развязы вал собственническую стихию, но понимал, что сено нужно спасать и что никому не будет хуже, если колхозник приобретет собственную корову. Возможно, как и в очерке Яшина, так и здесь были свои недостатки, за которые автора можно было критиковать. Однако критика приобрела характер проработки. «К чему зовешь нас, земляк?» — так назы ва лось письмо, опубликованное в газете... спустя полгода после появления очерка. По своему духу оно чем-то напо'минало то, которое «анализировало» «Вологодскую свадьбу». Куда же звал своих земляков Абрамов? Он звал к соблюдению принципа материальной заинтересованности, к повы шению культурного уровня села, к тому, чтобы колхозники были подлинными хозяе вами своей земли. Если в 1963 году неко торые положения очерка могли кому-нибудь показаться ошибочными, то после Октябрь ского пленума ЦК (1964 г.). после осуж дения волевых методов руководства и заб вения принципа материальной заинтересо ванности стала очевидной правота Федора Абрамова в главном. И об этом нужно говорить теперь в полный голос. Так же. как мы говорим сейчас о необоснованной критике «Деревенского дневника»: ведь мы знаем цену поучениям, с которыми обра щались к Яшину1. Справедливости ради следует сказать, что А. Яшин, Ф. Абрамов, Е. Дорош от стаивали свою принципиальную точку зре ния, не били себя в грудь, признавая мни мые ошибки. Время теперь другое. И долг граж данина настоятельно требует отстаи вать правду до конца. Вчера, сегодня, завтра Чем ближе к сегодняшнему дню, тем труднее называть имена публицистов, собы тия, о которых они рассказывают. На близком расстоянии не всегда верно опре делишь значение каждого из них. И все ж е на наших глазах творится история. Те публицисты, которые 12 апреля 1961 года были на космодроме Байконур и потом на писали о первом космическом полете Га гарина, несомненно, заполнили такую стра ницу летописи, какой человечество еше не видело. Все глубже проникают в тайну природы ученые, и вот уже возникла це лая отрасль научной публицистики, кото рой отдают свой талант и знания многие писатели-публицисты. Кто знает, может быть, сборники, которые они выпуска ют под названием «Писатели рассказывают о науке», в будущем помогут создать исто рию науки, которая так тесно связана те перь и с общественной и с культурной жизнью народа. По всем странам мира проходит дорога современного журналиста. Он посылает свои очерки со в с е х ' конти нентов, он рассказывает о том, как бьется сейчас пульс планеты. По самым правди вым и ярким рассказам потомки будут су дить о международных событиях шестиде сятых годов XX века, о том, как здравый смысл и воля народов не допустили атом ной трагедии. Труд современного публициста сложен и разнообразен. Порой его обращение к прошлому служит нынешнему дню. Писа тели В. Солоухин, Ю. Казаков, Е. Дорош много пишут о необходимости бережного отношения к старине — памятникам куль туры, архитектуры, некоторым традициям. Конечно, все это имеет огромное воспита тельное значение, пробуждает у людей гордость за достижения родного народа. Но есть в этих выступлениях и цель более близкая. Писатели хорошо понимают: для того чтобы ценить сегодняшние культурные достижения, для того чтобы возникали но вые, плодотворные традиции, нужно видеть преемственность историческую и культур 1 Эта статья была уже набрана, когда в «Литгазете» (за 1 ноября 1967 г.) появилось вы ступление А Яшина, рассказавш его о том, как в пору «проработки» очерка, в 1963 г., писатель получил письмо от колхозникэв^земляков Они писали (всем сходом) о правдивости произведе ние (примеч. автора).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2