Сибирские огни, 1968, №2
с ал Л еонид И ванов в статье «О правди вости и принципиальности». Нынешние очерки П. Ребрина, смелые, честные, уж е давно завоевали ему доброе имя. Однако исповедь очеркиста поучительна и для ха рактеристики минувшего времени, и для понимания того, почему порою, вопреки ф актам , публицисты поддерживали негод ные рекомендации. Мы говорим не о конъ юнктурщиках, а о тех, кто работал искрен не, как герой «Тюкалинских страниц», которому чувство вины перед людьми не дает покоя: «Я поддерж ивал то, против че го надо было бороться... Д а, мы мало знали и слепо верили! И я бы сказал д а ж е, старались верить, потому что верующе му не только легче жить, но с него и спросу меньше. Сам за себя он отве чает только перед единомышленниками, а перед историей вместе с ними... Может быть, ради такого спокойствия, я старался усиленно верить. И все-таки, как честный человек, я чем-то пож ертвовал незаметно для себя». Очень глубокие раздум ья публициста к а саются, конечно, не только вопроса о про славлении ветвистой пшеницы или тогдаш ней критики великого Менделя. Здесь вопрос о месте человека в жизни, о сам о стоятельности мышления, о нравственной позиции публициста. Сегодняшний П. Реб- рин потому и стал известным очеркистом, что он не только честно сказал об ошибках прошлого, когда «стало оскудевать его перо и чахнуть некоторые литературные зад ат ки», но и вместе с Л . Ивановым, Г. Радо- вым. Ю. Черниченко, Е. Дорошем занял место в борьбе за подлинное переустрой ство деревни. Деревенская тема никогда не станови лась «модной», она требовала любви, стра сти, знаний. Поэтому-то в недавно вышед шей книге «Нам пишут из деревни», где собрано около двадцати очерков писателей и журналистов, рядом с известными име нами есть и новые. Так литературная мо лодеж ь, обращ аясь к деревенской жизни, свидетельствует о своей любви к родной земле, которая кормит и поит всех нас... Очерки пятидесятых-шестидесятых годов — одно из примечательнейших явлений нашей литературы. Валентин Овечкин и другие писатели, отдающие свой талант и знания этой самоотверженной работе, заслуживаю т такой же благодарности, как и те лите раторы, которые были с народом в тяжкую военную страду. Писатели несут правду о деревне, они практически помогают изме нить к лучшему жизнь сельского труж ени ка, который представляет и сейчас почти половину населения страны. Русский лес Война разорила землю, тяжкие увечья нанесла она и природе. Но природу губи ла не только война. Уже в сорок седьмом году Л еонид Леонов выступил в «Извести ях» со статьей «В защиту друга», в кото рой рассказал, как на его глазах «выру балась на дровишки древняя, чуть не гостомысловских времен, дубовая роща». Л еонов говорил в статье, как неважно ж и вется березке на наших площ адях и пере крестках, зло высмеивал искусство «истреб ления дерева в дачных местностях». П ри зы вая объявить великий поход в защ иту «зеленого друга», писатель заявил, что это дело каждого: «Украшение родины есть дело наших с вами рук, товарищи». Особо останавливался автор на воспитании любви к природе с детства, он напоминал восточ ную поговорку: «каждый обязан в ж изни вырастить дерево, выстроить дом, воспи тать человека». Свое выступление Л еон ов заканчивал словами: «Я написал эту ста тью потому, что надо же кому-нибудь взять на себя почин в таком хорошем деле». Писатель не только взял почин, но продол жил эту работу, написав роман о русском лесе, он продолж ает и сейчас активно за щищать природу от ее недругов. В 1960 году в «Литературной газете»- появилась резкая статья писателя «О при роде начистоту». В статье поднимался вопрос о либеральном отношении печати к тем, кто отравляет воздух, травит рыбу, гу бит леса, полагая, что «на наш век хва тит». Л еонов призывал драться с врагам » природы, он вносил конкретные предлож е ния для того, чтобы были приняты меры к к сохранению народных богатств. В част ности, автор статьи настаивал на создании государственного комитета по охране при роды, а такж е предлагал учредить общ е ство защиты зеленого друга. С татья Л еоно ва была, как всегда, конкретна. Он расска зы вал об изувеченной на Волге роще, о разоренных муравейниках, о выпасе скота в лесах Владимировщины. Статья заканчи валась предупреждением: «Лес и приро да — мало сказать, добрые друзья. Они еще и терпеливые друзья. Они не станут писать рапорты по начальству. Они прост'» сгинут, если пренебречь их нуждами. По тому-то мы, хозяева природы, долж ны проявить элементарное благоразумие». С та тьи Л . Леонова имеют огромный отклик. По его собственному признанию, он полу чает письма «от академиков, от домохозя ек, инвалидов, служащих». Общество по охране природы давно уже организовано ю в меру сил оберегает зеленого друга. Вы ступления писателя стали действенной си лой в борьбе за сохранение природных богатств. Если Леонов больше критиковал отдель ных нерадивых руководителей и граждан, то другой писатель, Г. Троепольский, в своей статье «О реках, почвах и прочем» «пропечатал» тех, кто под видом мелиора тивных работ уничтожал реки юга черно земной зоны. Статья начиналась с описа ния реки «Тихая сосна», которой нанесена была смертельная рана. «Реку спустили, а болота остались! «Небольшая» ошибка: не- река, выходя из берегов, образовала боло-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2