Сибирские огни, 1968, №2
нова чаще всего стоят на грани статьи и очерка, порой они несколько суховаты. Но в них всегда , сказано о каком-то еще не решенном деле, они всегда конкретны. Вот почему, например, его заметки «О сель ском труде и быте» заканчивались предло жением, чтобы «над этими вопросами за думались во всех колхозах и совхозах Сибири». Но конечно же, то, о чем пишет публицист, имеет далеко не местное значе ние. Он может рассказывать об опыте рабо ты, скажем, одного колхозного экономиста, но при этом касаться проблем общегосу дарственных. Вот почему мы встречаем статьи публициста и в «Знамени», и в «Звезде», и в «Новом мире», и в «Комму нисте», и, разумеется, в «Сибирских огнях». Л еонида И ванова заботит улучшение пле менного дела и производства белковых кор мов («Поиски») он пишет о перестройке руководства сельским хозяйством («Уполно моченный»), ратует за создание колхозных ремонтных мастерских («Второй ш аг»). Было бы, однако, неверно, судя по этим названиям, полагать, что Л . Иванова ин тересуют проблемы так сказать в чистом виде. Это не так: Его выступления — имен но «Заметки публициста». «Проблемы и люди» — таково название одной из статей Л . И ванова, и оно точно передает суть его подхода ко всем поднимаемым им вопро сам. Вот, например, колоритнейшая фигура Терентия Мальцева, о котором написано уж е очень много. Писал неоднократно об этом колхозном ученом и Л. Иванов. Пи сал в очерках «Побеждает человек» и «Университеты Терентия Мальцева». Но писатель-публицист видит не только успе хи, не только парадную сторону жизни. Вот почему появился и еще один очерк «Заботы Терентия Мальцева». Теперь Л ео нид И ванов рассказал своему читателю о недостатках внедрения передового агротех нического метода. А совсем недавний свой очерк «Хлеб» публицист закончил словами: «Д а, хлеб будет! Важно только побольше выращивать Мальцевых, Клемановых, Л е бедевых, Хорошунов, Виричей...» Вот об этих людях, их заботах, трудах, нуж дах и пишет год от году Леонид Иванов. Пишет, ничего не приукрашивая, порой резко, но всегда заинтересованно, с глубоким пони манием жизни села. Вот почему Л. И вано ву так чуждо всякое искажение подлинной картины положения в сельском хозяйстве, вот почему именно он на страницах ж ур нала «Советская печать» выступил со ста тьей «О правдивости и принципиальности». В этой статье один из ведущих современ ных публицистов не только пишет о том, как порой предвзято освещались в печати вопросы сельского хозяйства, но и о том, как нужно публицисту дорожить своим словом. Леонид Иванов прямо заявляет, что и публицисты повинны в некоторых недо статках нашего сельского хозяйства. Он говорит о том, что в то самое время, когда падали урож аи в Западной Сибири, ж урна листы пропагандировали так называемую прогрессивную пропашную систему, «воспе вали кукурузу в любой зоне», «выступали против травы даж е там, где она составля ет основу кормовой базы животноводства». Конечно, все, о чем пишет Л . Иванов, свя зано с определенными недостатками наш е го общественного развития. «Субъективизм в руководстве», «волевые решения» — вот что порождало подобные статьи и очерки. Но са.ми-то публицисты, как они могли во преки правде писать такие статьи? «По нятно,— замечает Л . Иванов,— «е все тут зависело от журналистов, но перо-то в ру ках у них». Этим честным пером и был написан очерк Л . Иванова «В родных местах», в котором (1963 год!) публицист вы сказы вался против сева кукурузы на Калининши- не и защищ ал клевера. Публициста обруга ли «трааопольщиком», но он остался вер ным своим убеждениям. Так же поступил и Ю. Черниченко, который отказался писать хвалебный очерк о дутом «маяке», знатной свинарке, достижения которой преувеличи вались, а послал докладную записку, рас сказывающую о действительном положении дел в одном из Омских совхозов. После очерков В. Овечкина и других наших писателей-«деревенЩ|Иков» такой под ход к задачам публициста каж ется нам единственно плодотворным. Именно так по нимает их и другой сибирский писатель- очеркист П. Ребрин. Особенно хорошо это видно по его «Тюкалинсхим страни цам», своеобразным «записям-вопросам, записям-недоумениям, записям-размыш ле ниям», охватившим почти двадцать лет, н а чиная с весны 1947 года. «Ткжалинские страницы» — значительное произведение, по казывающее огромные возможности очерка. По существу перед нами краткая история двух десятилетий, которая дается через образ автора — молодого журналиста, по началу смотрящего в рот своему шефу-ре- дактору, а затем получающего ответы от самой жизни. Вот так и читатель как бы приглашается увидеть, что получить эти ответы совсем нелегко. Автор иронизирует над собой — тогдашним. Вот он сидит, хо рошо поевший, с колхозниками, получаю щими почти ничего за свой трудодень. «И было мне сытно и тепло. И хотелось доказывать, как сильно они заблуждаю тся». Вся эта самоирония не имеет, однако, ниче го обшего с желанием быть умным после драки. Нет, в записках этих как бы два а в тора: один — Желторотый журналист, и другой — многое переживший и понявший. Именно таким образом удается П. Ребри- ну нарисовать убедительную картину ж и з ни деревни. Есть однако в «Тюкалиноких страни цах» и нечто большее. Это еше и документ личного мужества. Автор не только про щается со старыми иллюзиями, он и предъ являет счет себе, говорит о том, какой вред приносил своими статьями молодой ж урн а лист. В иной форме, на собственном при мере показывает П. Ребрин то, о чем пи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2