Сибирские огни, 1968, №2
который глубоко заинтересован в делах деревни. Мы узнаем его пристрастия, ска жем, к старинной архитектуре, мы видим, как он понимает природу, отдаем должное его экономическим познаниям. Автор по степенно завоевывает доверие оваих героев и своего читателя. И то, что он пишет, ста новится для нас весомым. Еще в большей степени, чем у Ю. Черниченко, это не днев ник просто, а художественно-публицистиче ское исследование жизни. Иные из проблем, поднятых Дорошем, уж е решены, другие ждут решения, но все они по-настоящему важны. «Деревенский дневник» — не доку мент; это мое знание жизни»,— заметил Е. Дорош . Здесь-то и заключено, на наш взгляд, объяснение того большого места, которое занимает в произведении автор-по вествователь. Его очень заботят естествен ность прозы, вот почему он считает, что «очень часты случаи, когда мысль, принад леж ащ ая автору, звучит естественнее, правдивее, то есть убедительнее, если он выскажет ее сам, а не вложит в уста пер сонажей». То, что говорит Е. Дорош о тяжелом, д аж е в наши дни, труде женщины-кресть янки заставляет вспомнить героиню В. Б е лова, жену Ивана Африканыча, которая растила девятерых детей, трудилась в колхозе да еще вела хозяйство дома. «Труд но работает здешняя крестьянка, куда трудней, чем мужчина... к сорока годам глядит старухой»,— пишет Дорош с пол ным пониманием этого труда. Я вовсе не вижу у Дорош а публицистического коммен тария к повести Белова, тем более, что о жизни Ивана Африкановича мы узнали лишь недавно, а «Деревенский дневник» создается уже десять с лишним лет. Но суждения авторов двух столь разных про изведений во многом сходны. И разве не могли бы стать эпиграфом и к повести В. Белова и к очерку Ю. Черниченко сло ва из «Деревенского дневника»: «Я думаю, что надо больше доверять колхозникам, их здравому смыслу, их опыту, наконец их ж е ланию быть с хлебом». Автор дневника не просто человек лю бознательный, во все вникающий. Судя по его отношению с деревенскими жителями — и с Н атальей Кузьминишвой, в избе кото рой он остановился, и с двумя председате лями — Николаем Леонидовичем и Иваном Федосеевичем, он не только жил рядом с ними. Люди труда приняли его к себе, раскрывались перед ним именно потому, что почувствовали;, этот человек живет деревней. В этой связи интересно вспомнить, что Шолохов, говоря о своей работе над рассказом «Судьба человека», заметил, что герой рассказа шофер Соколов ни за что бы не рассказал о своей жизни, если бы не увидел в нем такого же человека труда, как и он сам. «Нужно быть таким, как все»,— заметил Шолохов. Рядом с автором живут и действуют ге рои дне&вика Иван Федосеевич и Николай Леонидович. «В предлагаемом читателю Дневнике нет и строчки вымысла, и это обстоятельство побудило меня изменить имена людей...» Так сказано в авторском предисловии. Однако, как мы увидим, об раз, характер даны средствами очерка. Что думает герой, каковы его переживания — обо всем этом мы знаем, лишь поскольку он делится своими мыслями с автором. При этом Е. Дорош избегает собственно прямой речи героев. Почти полное отсутствие прямой речи в книге совсем недавно писатель объяснил так: «...Но ведь моя книга — это дневник, поэтому я передаю речь ее персонажей в собственном изложении, лишь в немногих случаях, касающихся самого характерного, яркого в их языке, что могло запомниться, прибегая к прямой речи; иначе, мне ду мается, читатель не поверит в подлинность дневника, скаж ет: как мог автор запомнить все эти разговоры! А не поверив мне здесь, решив, что дневник всего лишь литератур ная форма, условный прием, читатель, вполне возможно, не поверит и во всем остальном». Подобная манера, может быть, и делает характеристику несколько одноплановой, но, скажем, резковатый и способный на риск Николай Леонидович никак не становится похожим на прижимистого, хозяйственного и такого неокладного в личной жизни И ва на Федосеевича. Описательность .в обри совке характеров у Дорош а — это лишь форма. Он как бы нарочито подчеркивает деловой характер своей прозы. Наверно, очеркист мог пойти и иным путем, дать, на пример, слово самому Ивану Федосеевичу, умерить свой публицистический пыл. Но тогда это была бы совсем другая книга. А сейчас перед нами яркое публицистиче ское произведение, созданное художником, глубоко и тонко чувствующим и понимаю щим жизнь и проблемы деревни. Восточнее Урала Одной из характерных особенностей раз вития деревенского очерка стала его ши рочайшая распространенность, поистине всесоюзный характер. О деревне писали и пишут москвич Г. Радов и ленинградец М. Жестев, кубанец В. Пальма-н и вороне жец Г. Троепольский, о делах деревенских рассказывают сибиряки С. Залыгин, П. Во ронин, П. Ребрин, Л. Иванов. Вклад си бирских писателей в эту работу огромен. Причем, в отличие, от очеркистов тридцатых годов, которые были известны в основном восточнее Урала, теперь сибирских очерки стов, особенно С. Залыгина и Л. Иванова, охотно печатают столичные журналы. У этих публицистов свои темы, их голос легко отличить среди других. Острые проблемы поднимает в своих де ловых очерках Леонид Иванов. Такие его выступления, как «О сельском труде и бы те», «Когда сеять?», «Поиски», говорят об активном участии писателя в решении важных вопросов деревни. Работы Л. Ива-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2