Сибирские огни, 1968, №2
тературного наследства» под общим -назва нием «Советские писатели на фронтах Ве ликой Отечественной войны», рассказавшие о мужестве летописцев, о том, как они вместе, рядом со своими героями соверш а ли подвиг. Среди других есть здесь и д о кументы, принадлеж ащие Гроссману. Тут и записи отдельных боевых эпизодов, во шедшие в очерки писателя, и его письмо редактору «Красной звезды». В письме он замечает, что чувствует «.перегруженность впечатлениями и переутомление от трехме сячного сталинградского напряжения». И н тересно, что это написано уж е после начала нашего наступления и что в том же пись ме Гроссман сообщает о своем намерении снова переправиться через Волгу в насту пающие части. Так создавались отдельные страницы ге роической главы летописи Советской страны. Родная земля Публицистика помогала советскому че ловеку по-новому подойти к войне, она вос питывала в нем священную ненависть к врагу. В публицистике отразились и те изменения, которые произошли с челове ком на войне. Этому был посвящен очерк Михаила Шолохова «Н аука ненависти», опубликованный в «Правде» в первую го довщину войны. Собственно говоря, звери ную сущность фашизма Шолохов показы вал и в прежних своих очерках — «Гнус ность», «Военнопленные», «На Смоленском направлении». Однако в «Науке ненависти» об этом говорилось более углубленно, здесь показывалось, как изменяется созна ние советского человека, какие психологи ческие сдвиги происходят в лейтенанте Герасимове. В очерке рассказы вает о своей судьбе сам лейтенант, и это приводило к тому, что «Науку ненависти» относили «к ж анру рассказа, насыщенного публицисти кой». Конечно, очерк этот — явление значи тельное, он образен, в нем ярко сравни вается судьба человека с судьбой могучего дуба, в который попал немецкий снаряд. И все-таки это очерк, страстное публици стическое произведение, герой которого произносит за автора его суждения о чело веке на войне. Лейтенант Герасимов пря мо вы раж ает и свою и авторскую мысль: «И воевать научились по-настоящему, и не навидеть, и любить. На таком оселке, как война, все чувства отлично оттачиваются. К азалось бы, любовь и ненависть нельзя поставить рядышком. Знаете, как это гово рится: «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань», а вот у нас за пряжены и здорово тянут. И если любовь к Родине хранится у нас в сердцах, и бу дет храниться, то ненависть мы всегда не сем на кончиках штыков». Л ейтенант Герасимов нелегко приходит к этому чувству. Нужно было попасть р а неным в плен, перенести издевательства, видеть искалеченных врагом детишек, что бы «великая злость» переросла в ненависть. В очерке этом, пожалуй, впервые в нашей литературе появилось упоминание о воен нопленных, которые страдали не по своей вине, которые проявили героизм. Очерк интересен и тем, что в нем намечен нацио нальный характер, который более драм а тично и глубоко исследован Шолоховым спустя много лет в рассказе «Судьба чело века». Критика уже указывала на связь этих произведений, важно лишь подчерк нуть, что здесь сказалась общая закономер ность, по которой публицистические произ ведения предваряли, и подготовляли в даль нейшем многие повести и романы. Очерк Шолохова, неоднократно переиз дававшийся в годы войны, стал заметным явлением нашей публицистики. И хотя пи сатель считал главной своей работой в ту пору роман «Они сраж ались за родину», многочисленные читательские отклики сви детельствовали о том, что и публицистика Шолохова сыграла свою большую роль, которая была высоко оценена правитель ством страны. Проблема русского национального ха рактера глубоко волновала и Алексея Тол стого. О нем он писал в своих статьях, его ж е исследовал в так называемых «Расска зах Ивана Сударева», -по сути своей глубоко публицистических. Среди них наиболее из вестным стал «Русский характер». Рассказ этот со всей очевидностью показывает, что публицистическое и художественное не р аз делены непроходимой гранью. Егор Дре- мов, смелый и простой человек, героически сраж ается с врагом. Но вот он получает такие ожоги и ранения, что после восьми месячных скитаний по госпиталям лицо его становится как бы совсем чужим. Но он убеж дает начальство, что может и дальше воевать: «Я урод, но это делу не помеша ет». С удивительной психологической тон костью рассказывает писатель о поездке Егора Д-ремова в родные места, о том, как он не решился объявить себя родным и ж ил в отчем доме как товарищ их сына. Рассказ этот одновременно страшен, тра гичен и глубоко человечен. Мать каким-то внутренним чутьем узнает сына, невеста от него не отказывается. И писатель, как бы не удерживаясь, дает рассказу прямую, обращенную к читателю публицистическую концовку. Это возможно потому, что пуб лицистическая мысль все время видна в повествовании, Она-то и сближ ает рассказ со статьями писателя — горячими, призыв ными, страстными. Вот как заканчивался рассказ: «Да, вот они, русские характеры! К аж ется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или малом, и подымается, в нем великая сила — человеческая красо та». Характерно, что материалом для рас сказа стал подлинный случай; видимо, это тож е определило его ж анровые особенно сти. Как подлинную историю и как очерк воспринимали «Русский характер» читате ли. Сержант Николай Алмазов написал Толстому: «Сейчас я прочитал в «Правде»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2