Сибирские огни, 1968, №2
К. Симонов своей поэзией и публици стикой военных лет приобрел огромную по пулярность. Он был типичным военным корреспондентом, одним из тех, о которых в его ж е песне сказано: «На пикапе дра- I ном и с одним наганом первыми .врывались I в города». Симонов воевал на Центральном ! и Брянском, видел наше тяж кое отступле- ! ние, редакция посылала его в Мурманск и на Украину, он был в Польше и Чехосло вакии и, наконец, присутствовал при акте капитуляции фашистской Германии. Осен ние месяцы сорок второго писатель провел в Сталинграде. Несколько по-другому, чем у Оренбурга, в публицистике Симонова то же отразилась вся война. У него это были будни войны, ее окопы, передний край, рассказ о мужестве людей. Симанов описы вал и отдельные боевые операции. Недавно вышли дневники писателя той поры под характерным названием — «Каж - I дый день — длинный». В дневниках этих видна документальная основа таких книг пи сателя, как «Дни и ночи» и «Солдатами не рождаются». Там же рассказано и о возник но вен ии повести «Дни и ночи», ко торая появилась в результате попытки вос становить по памяти утерянные записи осени сорок второго года. Интересно под черкнуть и следующее: 24 сентября газета «К расная звезда» опубликовала очерк пи сателя «Дни и ночи», о котором чуть поз ж е М. И. Калинин сказал, что в этом про изведении дана «.правдивая картина боев за Сталинград». Спустя несколько месяцев появилась и первая повесть о С талинград ской битве, которая назы валась так ж е — «Дни и ночи». Очень закономерно, что она принадлеж ала перу писателя — военного ж урналиста, создающего сейчас одно из самых больших полотен о минувшей войне. О С талинграде писали многие, но, ви димо, бывают моменты, когда одному удает ся увидеть нечто такое, что хотя и видели другие, но не так отчетливо, резко. Так осенью сорок первого увидел свою истер занную Родину Борис Горбатов и написал «Письма к товарищу». Так Василий Грос сман, проведший три критические месяца в Сталинграде, написал свои очерки и в том числе замечательное произведение военной публицистики «Направление главного у д а ра». Это рассказ о сибирских полках ди визии полковника Гуртьева, об армии гене рала Чуйкова, о решающем оборонительном узле Сталинградской обороны. По своему характеру очерки Гроссмана отличались и от пафосных, возвышенных по своему сти лю произведений Горбатова, и от лаконич ных, афористических статей Эренбурга, и от эпических свободных рассуждений Тол стого Они. пож алуй, ближе к деловой прозе Симонова. Однако у Гроссмана, ско рее. синтез такой прозы и поэтического от раж ения мира. Очерк «Направление главного удара» — из тех произведений, которые не могут быть заслонены последующими повестями и ро манами. «Грозные это слова для военного человека: направление главного удара — жестокие, страшные слова. Нет слов страш нее на войне, и, конечно, не случайно, что в хмурое осеннее утро заняла оборону у завода Сибирская дивизия полковника Гуртьева. Сибиряки — народ коренастый, строгий, привыкший к холоду и лишениям, любящий порядок и дисциплину, резкий на слово. Сибиряки — народ надежный, к р яж и стый. Они-го в суровом молчании били кир ками каменистую землю, рубили амбразуры в стенах цехов, устраивали блиндажи, хо ды сообщения, готовя смертную оборону». Гроссман дает много фактических све дений о борьбе «бессмертной Сибирской ди визии». Он пишет и о том, как была орга низована оборона, как производили мини рование, как защищали большие дома. Но здесь же, рядом , с упоминанием конкрет ных имен, с рассказом о героизме, кото рый стал бытом,— идут удивительные по своей поэтичности и драм атизму слова: «Железный ветер бил в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охваты вало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они? Д а, они были смертны... Д а, они были простыми смертными, и мало кто уцелел из них, но они сделали свое дело». Если вдуматься, это ведь сказано не только о людях, сто явших1 на двухкилометровом участке фрон та, это почти реквием десяткам тысяч на ших людей, погибших за Сталинград. Очерк появился в газете через неделю после н а чала нашего наступления, хотя, судя по концовке, он написан несколько раньше. Очевидно, его прямота озадачила редак цию, хотя в критические моменты и появ лялись в газетах очень смелые произведе ния. И все-таки, так еще не писали,— н а пример, о переломе в сознании бойцов за «месяц пребывания в аду, на переднем врае обороны — великого Сталинградского рубежа». Гроссман показал в очерке все величие С талинградского подвига, весь его мас штаб, он создал поэтичный иамятник Сибир ской дивизии, которая «не сошла со смерт ного рубежа... ни разу не оглянулась назад... знала: за сциной ее была Волга, судьба страны». Только огромная вера в нашу победу позволяла писателю так го ворить обо всем, что произошло в С талин граде. Очерк Гроссмана показывал миру непобедимость социалистической страны, моральное превосходство ее людей. С удив лением читали наши друзья на Западе строки из очерка: «Этим грохотом можно было оглушить человечество, этим огнем и металлом можно было сжечь и уничтожить государство. Немцы полагали, что сломают моральную силу Сибирских полков. Они полагали, что перекрыли предел сопротив ления человеческих сердец и нервов. Но удивительное дело: люди не согнулись, не сошли с ума, не потеряли власть над свои ми сердцами и нервами, а стали сильнее и спокойнее». Н едавно вышли в свет два тома «Ля-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2