Сибирские огни, 1968, №2
прадец, с небывалою, трудной судьбой, ле нинградец, продолжающий борьбу. Резонанс «Писем за кольцо» и других выступлений Берггольц был огромен. Ее устами гово рил героический город. Она заслуж ила это право и своей поэзией — «Февральским дневником» и «Ленинградской поэмой», за служила той необычной ролью женщины- воина, какую играла в блокадном Л енин граде. Подобно тому, как статьи Оренбурга чи тали даж е люди, обычно не бравшие в ру ки газету, так и стихи Берггольц знали в Ленинграде буквально все. Поэтому и речи ее слуш али с огромным вниманием. О ж ен щинах города, о продолжающихся обстре лах и, наконец, о полном снятии блокады: «В Л енинграде тихо,— говорила Берг гольц.— Это тах удивительно, так хо рошо, что минутами не верится д а же... а когда подумаешь, что это не та коварная тишина, которая устанавли валась между обстрелами и не радо-вала, а томила, так хочется смеяться и плакать от радости...» Это была одна из тех радио речей, о которой можно было сказать сло вами самой Берггольц: «Искусство... еще и беседовало с согражданами, беседовало не громко, в полном смысле слова по душам, оно размышляло вслух по самым острым вопросам жизни, оно советовало, утешало, горевало и радовалось вместе с тем, кто ему внимал, проникая в их души тем пу тем, который известен лишь искусству». Среди публицистов Л енинграда той по ры мы находим немало известных писате лей. Тут и Николай Тихонов, и Александр Фадеев, и Вера Кетлинская. Их очерки и рассказы о Ленинграде и ленинградцах читала вся страна. И все ж е об одном пи сателе нужно сказать особо. Роль его как публициста блокадного Л енинграда необы чайно велика. Это Всеволод Вишневский, о котором публицист совсем иного склада — Ольга Берггольц — сказала: «Но если го ворить о стиле митинговом, призывном, то ленинградец, живший в городе в дни бло кады, никогда не забудет страстных вы ступлений по радио Всеволода Вишневского. Именно радио, стихия которого — звук, го лос, тембр, целиком доносило до всех его неповторимую интонацию балтийского м а троса времен «Авроры», времен взятия З им него, гражданской войны». Как и Алексей Толстой, Вс. Вишнев ский нередко обращ ался к нашей истории, но в его публицистике больше ощущения не только далекого прошлого, но и совет ской четверти века. Революционная преем ственность поколений как-то по особому подчеркивается самой биографией писате ля, который еще в дни своей молодости боролся за Советскую власть. Впервые Всеволод Вишневский выступил по радио уж е 22 июня 1941 года. Он говорил об уроках истории, о непобедимости русского народа. А когда блокада уж е началась, бодрый, призывный клич Вишневского стал нужен ленинградцам не меньше, чем дове рительные беседы Берггольц. Берггольц говорила с каждым , Вишневский бросал свое слово всем сразу, но была в этом слове такая сила, уверенность в победе, что люди чувствовали себя готовыми идти за этим пламенным литератором и солдатом. В речах Берггольц больше было повседнев ного, бытового героизма Л енинграда, Виш невский делал акцент на мужестве непо средственных защитников города. Из Л е нинграда писатель говорил со всей стра ной Осенью сорок первого он от лица балтийских моряков, как живому, близкому существу, посылал привет столице «Сего дня мы обращаемся к тебе, .Москва,— брат и старший город... Москва, весь мир в эти часы глядит в лицо твое, не отрываясь...» «Ленинградским чудом» называли за ру бежом подвиг осажденного города. О том, как это было, как голодные люди пот враж е скими обстрелами выдержали 900 дней блокады и победили врага, рассказали публицисты Ленинграда. Без их свиде тельств летопись народного подвига на вой не была бы далеко не полной. Окопы Сталинграда О Сталинградской битве теперь уж е су ществует огромная литература, прежде все го — воспоминания генералов и рядовых участников сражения. Созданы зам еча тельные художественные произведения — книги К. Симонова, В. Гроссмана, В Не красова. В трудные месяцы сорок второго года на страницах газет были опубликова ны сотни корреспонденций, статей, очерков с Южного участка фронта. Враг снова н а ступал, смертельная опасность, вновь н а висла над страной, и все это отразилось публицистикой. «Остановить!», «На рубе же», «Отобьем!» — характерные названия статей конца лета 1042 года. Писатели пря мо говорили о положении на фронте. Илья Оренбург писал 23 августа: «Мы не боимся правды: мы знаем, что мы потеряли за эти месяцы. Мы знаем, как тяжелы колосья Кубани. Мы видим, как горит нефть Май копа... Немцы еще наступают. Позади ве ликая река Волга. Пора остановить врага». Незадолго до своей гибели, в июне 1942 года, Е. Петров написал: «Покуда ж е все, что издается и печатается о войне, представляется мне лишь материалом для будущих сочинений. И мне хотелось бы приложить к этим материалам и свои во енные корреспонденции». В словах Е. Пет рова было верно подчеркнуто непосред ственное значение .публицистики в данный момент, ее эмоциональное воздействие на читателя. Однако связь между этой публи цистикой и последующими книгами о войне уловлена верно. Как знать, может быть, и сам Е. Петров думал о таких книгах. В этом смысле можно сказать, что извест ные теперь романы К. Симонова явились как бы непосредственным продолжением его журналистской работы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2