Сибирские огни, 1968, №2
K F i f l T I H K A А. РУБАШКИН ■ / Л е т о п и с ь с о в р ем е н н о с т и 4. Война народная Сорок первый год Писатели пришли в газету в первый же день войны. Их голос з«вучал со страниц центральной, фронтовой и армейской печа ти. Очерки, статьи, корреспонденций, пам флеты — все ж анры публицистики были взяты на вооружение. Сначала публицисти ка носила характер эмоционального откли ка на события дня, но уж е очень скоро появилась потребность раскры ть характер войны, ее перспективы, объяснить наши пер вые неудачи, рассказать о мужестве обо роняющихся армий. Не так давно в крити ке появилась плодотворная попытка рас смотреть изменения в развитии поэзии ворн-ных лет в связи с ходом войны. Н уж но ли говорить, что в еще большей степени на разных этапах войны менялась публи цистика. Преобладанием корреспонденции и памфлета отмечены первые военные месяцы. Писатели рассказы вали об отдельных успе хах и отдельных героях. Общ ая картина неудачного начала войны как-то не сразу уклады валась в сознании. К азалось, еще не деля-другая — и все пойдет по-иному. Но уж е к концу лета для всех, в том числе и для врагов, стали очевидными и затяжной характер войны, и ее подлинные масштабы. Очеркисты отразили все это лишь в сен тябре, но уже в . первые недели военного лета, пож алуй, быстрее других, нашел путь к сердцу солдата Илья Оренбург, писатель, уж е имевший опыт борьбы с фашизмом в Испании. Д а в ая характеристику главарей фашизм а, Оренбург в своих памфлетах по казы вал убож ество, низость, бесчеловеч ность врага. Он воспитывал бесстрашие в то самое время, когда гитлеровцы еще ве ли свое наступление, захваты вая нашу зем лю. По словам Н. Тихонова, Оренбург уби вал страх перед врагом, представляя его настоящий облик. В своих памфлетах писа- Окончание. Н ачало в № 1. тель умело использовал множество доку ментов — и приказы немецкого ком андова ния, и письма, взятые у убитых немцев, цитировал фашистские газетенки. Все шло в дело ради того, чтобы наш боец увидел свое моральное превосходство над врагом, чтобы он почувствовал себя сильнее его. Вся работа Эренбурга, начиная с 22 ию ня, была непрерывным горением. Почти сто статей и памфлетов за первые сто дней, более тысячи статей за четыре года — это не только свидетельство огромного труда, это и подвиг. «Можно ли, не обладая гр аж данским мужеством, призвать других к са моотверженности, к подвигам? Можно ли, будучи холодным, разж ечь в других огонь?» — не столько спрашивал, сколько утверждал Эренбург. Конечно же, только ненавидя фашизм, мог Эренбург с такой силой бороться против него. Недаром гла вари «третьего райха» — и Гитлер, и Геб бельс — в своих выступлениях и приказах угрожали советскому писателю. Тем самым враги признавали силу оренбургских ударов, о которых М. И. Калинин говорил, что «Эренбург ведет рукопашный бой с немца ми». Многие статьи Эренбурга, печатавшие ся в газетах и листовках, очень скоро вы ходили отдельными книж ками — их появи лось около 50 за четыре года, а большую часть публицистики Эренбурга вобрали в себя три синеньких томика под общим н а званием «Война». В них запечатлены все ее этапы за '1941— 1944 гг. Четвертый том в свет не вышел — его могли бы составить статьи последнего года войны. Если многие писатели рассказывали больше о каких-то участках фронта или определенных периодах .войны, то статьи Эренбурга даю т представления о .всей вой не. Недаром Константин Симонов писал, что Эренбург «работал больше, самоотвер женнее и лучше всех нас», а Н. Тихонов
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2