Сибирские огни, 1968, №2

то время были образы добродушно-плутсь ватого, умудренного житейским опытом деда Софрона и бесш абашно отчаянного парня, насмешливого и колючего Митьки Весельчака. П од этими именами он опуб­ ликовал десятки своих раешников, живо откликаясь в них на все новое в жизни Заб ай к ал ья, беря под сатирический обстрел все, что меш ало до конца проявиться это­ му новому в жизни села и города. Вот названия некоторых из его стихотворных фельетонов той поры: «Митька Весельчак в красном уголке», «Митька Весельчак на выборах в сельсоветы», «Митька Весельчак интересуется работой ячеек», «Митька Ве­ сельчак о деревенском театре». Н е менее интересны выступления и «деда С офро­ на» — «Д ед Софрон у батраков», «Дед Софрон о боге», «Д оклад деда Софрона по текущ ему моменту». «Д ед Софрон поехал по кооперативам» и др. Здесь мы встреча­ ем такие стихи, как «Будет школа и нар­ дом», «Помним ленинские заветы и ш ага­ ем к свету», а рядом с ними появляю тся и первые лирические произведения молодого автора, по-юношески задуш евны е и чистые, отмеченные печатью истинного таланта. Его юнош еская лирика так же, как и стихотворные фельетоны, рождена была временем и эпохой. В ней билось живое чувство комсомольца двадцаты х годов из далекого Заб ай к ал ья. Поэт писал о род­ ном крае, зем ляках-забайкальцах, д р ав ­ шихся на фронтах граж данской войны с бандами С еменова и Унгерна, строивших первые школы и нардомы , создававших комсомольские ячейки в родных станицах. В одной из первых рецензий на стихо­ творения К. Седых, опубликованной в 1925 году в газете «Забайкальский рабо­ чий», об их авторе было сказано: «Костя — комсомолец. Костя — сын . забайкальской деревни. Костя поет о своей деревне, о сво­ ей работе. Песня его от земли. Седых — наш селькор. О тмечает каж до е деревенское событие. Костя — не ф антазер. Костя — реалист, деревенские были заковы вает в гранки стиха, льет певучие строфы». С весны 1931 года Константин Седых ж ивет и работает в Иркутске, который на многие годы стал его вторым, после Читы, родным городом. Здесь в 1933 г. появилась его первая книга стихов «Забайкалье». В след за ней последовало еше несколько поэтических сборников — «Сердце» (И р­ кутск, 1934), «Р одная степь» (Иркутск, 1937), «П ервая любовь» (Иркутск, 1945), «Солнечный край» и др. Стихи его согре­ ты неподдельным лиризмом. Напевность и мелодическая мягкость тонов и красок, по­ коряющ ая задуш евность авторского голо­ са свойственны его лучшим поэтическим произведениям. Не случайно некоторые из них были полож ены в 30-х годах на музы ­ ку и стали популярными пеонями (стих. «Г олубая Аргунь» и др.). Т ак поэт подготовил прозаика. Любовь к точному, поэтически свеж ему слову, чет­ кость и выразительность худож ественного образа, эмоциональная взволнованность и лиризм — все это пришло в зрелую прозу писателя из его ранних стихов. Н ад лучшим произведением, романом «Д аурия», К. Седых работал пятнадцать лет. В «Автобиографии» он рассказы вает: «В 1934 году у меня возникла мысль на­ писать роман, посвященный событиям граж данской войны в Забайкалье. Д ва года я собирал материал дл я этого романа, беседовал с участниками граж данской вой­ ны, изучал историю забайкальского к аза ­ чества, историю революционной борьбы в Сибири и на Д альнем Востоке, а такж е историю нерчинской каторги. П исать роман я начал в 1936 году. В 1939 году в альм ан а­ хе «Н овая Сибирь» были опубликованы первые главы «Даурии», тепло встреченные читателями и критикой. К началу Отече­ ственной войны первая часть романа была закончена». Война прервала работу автора над кии- гой. На десятый день войны К. Седых был призван в армию, работал военным кор­ респондентом фронтовой и армейской га­ зет. И только в 1946 году он смог принять­ ся' за продолжение «Даурии». «Работал,— вспоминает писатель,— с большим увлече­ нием. П ережитое за годы войны заставило меня увидеть все в более ясном свете, на многое взглянуть по-новому». В 1948 году работа над романом была заверш ена, и в том ж е году почти одновременно он выхо­ дит двумя изданиями — в Чите и И ркут­ ске. «Д аурия» вы звала живейший интерес у читателей. В 1950 году К. Седых получил за нее Государственную премию. Роман вы держ ал множество изданий в централь­ ной и периферийной прессе. «Д аурия» из­ давалась в Китае, Румынии, Венгрии, Польше, Чехословакии, ГД Р и других странах. В духе лучших традиций советской ли­ тературы, опираясь на опыт подлинных ее мастеров, К. Седых создал произведение, которое стало своеобразной худож ествен­ ной летописью жизни и быта трудового ка­ зачества Забай калья на протяжении деся­ тилетий. Это роман о путях и судьбах на­ родных, о революционном преобразовании одного из отдаленных уголков Родины — Забайкалья. И зображ ая жизнь трех поко­ лений семьи Улыбиных в глухом казачьем поселке Мунгаловский, автор строит свое повествование так, что частная история его героев, история улыбинской семьи перерас­ тает в историю народа на крутых поворо­ тах революционной эпохи. Эпический охват событий, мастерство ж анровых сцен, выписанные уверенной ру­ кою опытного художника полнозвучные картины природы, емкие, худож ественно и психологически точно вылепленные харак­ теры сделали «Даурию» одним из любимых произведений советской литературы . В начале 50-х годов писатель создает продолжение «Даурии» — роман «Отчий край», впервые опубликованный в 1957 году. Романы К. Седых рисуют широкую и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2