Сибирские огни, 1968, №2
НА Ш К А Л Е Н Д А Р Ь ■ К о н с т а н т и н С е ды х - — п о э т } прозаик , ч е л о в е к . . . (к 60-летию со дня рождения) Константина Федоровича Седых, худож ника яркого, самобытного дарования, не редко называют певцом и первооткрывате лем Забайкалья и называют, разумеется, не случайно. Н астоящ ая литература, как и всякое искусство вообще, немыслима без открытий, без того нового, что привносит художник в свое познание окружающей действительности и что обогащает в конеч ном итоге и его самого, и нас, читателей его произведений, будоражит чувства и разум, расширяет наши знания и представ ления о мире и человеке. Таким худож ест венным откровением стал для миллионов читателей роман «Даурия» К. Седых — ши рокое эпическое повествование большого эмоционального накала, открывшее для русской литературы целый новый мир, ды шащий подлинной поэзией трудовой ж и з ни народа с его повседневными горестями и радостями, в общении с родной приро дой, с его, наконец, совсем нелегкой судь бой в революции. Конечно же, о Забайкалье, природе и людях этого благодатного края писали и до К. Седых и после него. Однако так же, как не можем мы представить сейчас жизнь донского казачества в революцион ную эпоху без «Тихого Дона» М. Шолохо ва, так и жизнь трудящихся Забайкалья в бурные годы революции и гражданской войны непременно ассоциируется теперь с «Даурией» и «Отчим краем», произведе ниями, вышедшими из-под пера потомствен ного писателя-сибиряка. Забайкалье — родина автора «Даурии» и тот «отчий край», который вот уж е на протяжении сорока с лишним лет питает из своих неиссякаемых, глубинных источников все его творчество, начиная с первых, еще отрочески незрелых стихотворений до ху дожественно отточенных произведений зре лого мастера. К. Седых с детства окруж ала атмосфе ра народной поэзии. Веселые масленичные праздники с катанием на тройках, старин ные казачьи песни и традиционные свадеб ные обряды, нередко превращавшиеся в целое театральное представление с массой действующих лиц и зрителей,— все это к р еп к о 'зап ад ал о в душу впечатлительного мальчугана, волновало детское воображ е ние. Много разных историй, старинных по верий и легенд, сказок и песен наслыш ал ся он в детстве от матери, простой негра мотной крестьянки. Н а всю жизнь запомни лись писателю и дальние прогулки с отцом по солнечным просторам родного З аб ай калья,— они рано пробудили любовь к природе, к поэтическому слову. П оказа тельно, что первое свое стихотворение «Весна» К. Седых написал в десятилетнем возрасте, когда еще учился в поселковой школе. «Помню,— вспоминал позже писа тель,—- что описывал я в нем красоту за байкальской весны». Подростком К. Седых стал свидетелем ожесточенной гражданской войны, несколь ко лет лихорадившей его край. «Впечатле ния тех незабываемых лет,— писал он в «Автобиографии»;— глубоко запали мне в душу. П озж е из них я черпал материал для многих стихов и рассказов». В родном поселке Поперечный Зерентуй сразу ж е по окончании гражданской вой ны К. Седых организовал комсомольскую ячейку и был первым ее секретарем. С 19§3 года он становится селькором губерн ских газет «Забайкальский рабочий» и « З а байкальский крестьянин». В молодежной газете «Юная рать» 23 июня '1924 года по является его первое печатное стихотворе ние «Мы идем». В нем он писал о своих сверстниках-комсомольцах, тех, кто, «дур ман религии стирая», начинал строить но вую жизнь. С 1925 года К. Седых жил в Чите. В течение шести лет он активно сот рудничал в газетах Читы и Хабаровска. Лирические стихотворения, сатирические частушки, стихотворные фельетоны его за собственной подписью и под разными псев донимами во множестве рассыпаны по га зетам Забайкалья тех лет. Излюбленными, собирательными типажами-масками его в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2