Сибирские огни, 1968, №2

НА Ш К А Л Е Н Д А Р Ь ■ К о н с т а н т и н С е ды х - — п о э т } прозаик , ч е л о в е к . . . (к 60-летию со дня рождения) Константина Федоровича Седых, худож ­ ника яркого, самобытного дарования, не­ редко называют певцом и первооткрывате­ лем Забайкалья и называют, разумеется, не случайно. Н астоящ ая литература, как и всякое искусство вообще, немыслима без открытий, без того нового, что привносит художник в свое познание окружающей действительности и что обогащает в конеч­ ном итоге и его самого, и нас, читателей его произведений, будоражит чувства и разум, расширяет наши знания и представ­ ления о мире и человеке. Таким худож ест­ венным откровением стал для миллионов читателей роман «Даурия» К. Седых — ши­ рокое эпическое повествование большого эмоционального накала, открывшее для русской литературы целый новый мир, ды ­ шащий подлинной поэзией трудовой ж и з­ ни народа с его повседневными горестями и радостями, в общении с родной приро­ дой, с его, наконец, совсем нелегкой судь­ бой в революции. Конечно же, о Забайкалье, природе и людях этого благодатного края писали и до К. Седых и после него. Однако так же, как не можем мы представить сейчас жизнь донского казачества в революцион­ ную эпоху без «Тихого Дона» М. Шолохо­ ва, так и жизнь трудящихся Забайкалья в бурные годы революции и гражданской войны непременно ассоциируется теперь с «Даурией» и «Отчим краем», произведе­ ниями, вышедшими из-под пера потомствен­ ного писателя-сибиряка. Забайкалье — родина автора «Даурии» и тот «отчий край», который вот уж е на протяжении сорока с лишним лет питает из своих неиссякаемых, глубинных источников все его творчество, начиная с первых, еще отрочески незрелых стихотворений до ху­ дожественно отточенных произведений зре­ лого мастера. К. Седых с детства окруж ала атмосфе­ ра народной поэзии. Веселые масленичные праздники с катанием на тройках, старин­ ные казачьи песни и традиционные свадеб­ ные обряды, нередко превращавшиеся в целое театральное представление с массой действующих лиц и зрителей,— все это к р еп к о 'зап ад ал о в душу впечатлительного мальчугана, волновало детское воображ е­ ние. Много разных историй, старинных по­ верий и легенд, сказок и песен наслыш ал­ ся он в детстве от матери, простой негра­ мотной крестьянки. Н а всю жизнь запомни­ лись писателю и дальние прогулки с отцом по солнечным просторам родного З аб ай ­ калья,— они рано пробудили любовь к природе, к поэтическому слову. П оказа­ тельно, что первое свое стихотворение «Весна» К. Седых написал в десятилетнем возрасте, когда еще учился в поселковой школе. «Помню,— вспоминал позже писа­ тель,—- что описывал я в нем красоту за ­ байкальской весны». Подростком К. Седых стал свидетелем ожесточенной гражданской войны, несколь­ ко лет лихорадившей его край. «Впечатле­ ния тех незабываемых лет,— писал он в «Автобиографии»;— глубоко запали мне в душу. П озж е из них я черпал материал для многих стихов и рассказов». В родном поселке Поперечный Зерентуй сразу ж е по окончании гражданской вой­ ны К. Седых организовал комсомольскую ячейку и был первым ее секретарем. С 19§3 года он становится селькором губерн­ ских газет «Забайкальский рабочий» и « З а ­ байкальский крестьянин». В молодежной газете «Юная рать» 23 июня '1924 года по­ является его первое печатное стихотворе­ ние «Мы идем». В нем он писал о своих сверстниках-комсомольцах, тех, кто, «дур­ ман религии стирая», начинал строить но­ вую жизнь. С 1925 года К. Седых жил в Чите. В течение шести лет он активно сот­ рудничал в газетах Читы и Хабаровска. Лирические стихотворения, сатирические частушки, стихотворные фельетоны его за собственной подписью и под разными псев­ донимами во множестве рассыпаны по га­ зетам Забайкалья тех лет. Излюбленными, собирательными типажами-масками его в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2