Сибирские огни, 1968, №2
полгода добыл в колхозе для школы спи санный трактор. Н ад этим трактором ученики-старше классники под руководством Хомякова кол довали месяцев десять. И вот однажды , уж е весной, школьный двор потряс мощный гул мотора. Была как раз перемена, и из классов, из коридоров на улицу высыпал весь наличный состав Таежичской одиннад- цатилетки. На виду у всех, расплескивая лужи, оглушительно лязгая гусеницами и дымя, как пароход, резво беж ал школьный «ДТ», за рычагами которого с видом пер вого космонавта сидел девятиклассник Мишка Потапов, по всеобщему призна нию — лучший изобретатель. Чуть поодаль стоял учитель труда Евге ний Иванович, окруженный группой ребят в замасленных ватниках. Учитель весело улыбался, а ребята бросали вверх шапки и приплясывали. Спустя неделю я увидел Евгения И вано вича Хомякова у нас в редакции. Он вбеж ал возбужденный, весь сияющий и, на ходу засовы вая в карман пальто вы скользнувший оттуда пустой рукав, напра вился ко мне. — Зам етку надо бы поместить,— сказал он, кладя на стол свернутую вчетверо бу м аж ку.— Вчера у нас в школе квалифика ционная комиссия экзамены принимала. Д е вятнадцати мальчикам и девочкам присвое на квалификация тракториста-машиниста широкого профиля! Здесь фамилии лучших. Только чтобы всех назвали! А то у вас, га зетчиков, привычка: назовете двух-трех и ставите «др». Это был первый выпуск Евгения Ивано вича, за которым последовали второй, тре тий. Сам Хомяков в течение трех лет прошел весь курс средней школы и, успешно сдав экзамены на аттестат зрелости, поступил за очно в сельскохозяйственный институт на отделение механизации. М еж ду тем, он так естественно вошел в роль учителя, проявил такую серьезность в работе, что, когда в Таежном открылась вечерняя школа сельской молодежи и по надобился заведующий, педагоги единодуш но предложили его, Евгения Ивановича Хо мякова, кандидатуру. ...Беспокойное время настало для ново испеченного заведующего. Вечерняя шко ла — не дневная. Д ело приходится иметь со взрослыми людьми, которые сами опре деляю т свою судьбу. — А чего мне учиться? — сказал, напри мер, Хомякову Гришка Ф едотов.— Я из Таежного никуда не думаю уезж ать, а здесь и с тремя классами проживу. Чтобы землю пахать, необязательно знать стихи Пушкина. Егор Полутыкин заявил: — Где уж нам! У меня детей пятеро. Д ай бог, их в люди вывести. Потому и вре мени в обрез. Нет уж , от учебы увольте. Но отделаться от Хомякова было не так- то просто. С помощью секретаря парторга низации Белухина он убедил записаться в вечернюю школу всех коммунистов, не име ющих образования, потом уж е взялся за остальных. — Вы подумайте, дубы неотесанные,— говорил он не совсем деликатно своим друзьям -трактористам ,— пройдет лет пяток, и вам трактор не доверят. Вы посмотрите, какая молодежь растет. Она же вытеснит вас. И хотя до вытеснения в действительно сти еще далеко, все ж е слова Евгения И ва новича основывались на реальных фактах. В прошлом году, например, трое из выпуск ников средней школы остались работать' в колхозе, имея в руках удостоверение тракто риста-машиниста и права шофера В этом году Хомяков снова намеревался продол ж ать обучение ребят, и многие из них за ранее заявили, что тож е останутся в Т аеж ном. ...К началу занятий в школу записались сорок два человека. Как-то, уж е зимой, я приехал в Таежное и зашел к Хомякову в школу, поинтересо вался делами. — Д ела идут,— ответил он весело.— По ка что ни один человек не бросил школы. Кстати, Гришку-то Федотова знаешь, кото рый ни в какую не хотел учиться? Не на хвалятся сейчас учителя. Лучший из луч ших, особенно по литературе. Вот ведь как бывает! Мы долго с ним проговорили в гот раз. О каждом из учеников он рассказывал под робно, то шутливо, то с гордостью, то з а думчиво — каж дого он знал хорошо. Весной снова состоялась встреча в редак ции. — Значит, так,— сказал Евгений И вано вич.— Вечерники наши, что называется, на высшем уровне. Пиши фамилии. Все до од ного перешли в следующий класс... Зам етку эту мы дали на первой стра нице. Вскоре после этого я снова поехал в Таежное. Все пятнадцать колхозных ком байнов, чистые, вымытые, стояли в линей ку, как на параде, и возле каж дого из них копошились ребята-старшеклассники Тае- жинской школы. Одни что-то подтирали, подвинчивали, другие подкрашивали, третьи, примостившись наверху, писали на бункерах какие-то цифры. — Что это вы пишите? — поинтересовал ся я у белобрысого паренька, подойдя к первому комбайну. — О бязательства хозяина этого ком байна.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2