Сибирские огни, 1968, №2

— Д ля чего такую полосу оставил? — спросил он Боброва. — Так ведь сорняк тут страшный с краю-то, Никанор Игнатьевич. Паши — не паши, он все равно хлеб задушит... Каждый год так делаем. — Что, что? — вроде не расслышал Брызгалов. — Каждый год, говорю, полоску недопа- ханную оставляем. — Постой, постой,— Никанор Игнатьевич крепко схватил за локоть Боброва, о чем-то задум ался.— А ведь я это поле знаю давно. Когда-то начиналось это поле не здесь, где они сейчас сидели, а возле первых бере­ зок. А теперь свежую борозду от тех бе­ резок отделял широкий, метров в пять, пус­ тырь, заросший бурьяном и мелким кустар­ ником. Лес наступал на поле. — Так,— проговорил Никанор Игнатье­ вич, отпуская руку Боброва.— А ну-ка, беги за учетчиком. И чтобы с саженью шел. Да живо мне! Когда подъехал на мотоцикле учетчик Васька Ефимов, Бры згалов спросил: — Сколько в этом поле гектаров? Васька взглянул в свою тетрадку и уве­ ренно ответил: — П ять гектаров и семьдесят восемь соток. — Когда мерил? — А чего его мерить? Оно сто лет назад измерено. —А как ж е ты учет работы производишь? — Очень просто. У нас в колхозе все по­ л я такие среди леса, и в каждом не больше десяти гектаров. Вспахал, скажем, или уб­ рал его механизатор, вот и записываем ему столько га, сколько числится в этой делян­ ке по документам. К чему лишнюю работу делать? — Так,— опять проговорил Бры згалов,— все ясно. А ну-ка, измерь! Только точно мне! Васька долго ходил по полю, вертел са­ женью и так и этак и потом, присев, долго подсчитывал с карандашом в тетрадке. Н а­ конец, немного растерянный, подошел к Ни- канору Игнатьевичу: — Пять га и сорок три сотки... — Вот так-то, товарищ, сорок три сот­ ки,— торжествующе сказал старик и, ни слова больше не добавив, направился пря­ мо в село искать агронома. ...Больше двух недель ходила комиссия по полям, тщательно замеряя каждый лос­ кут. А когда работа была окончена, люди ахнули: в общей сложности лес съел у кол­ хоза больше сотни гектаров земли. Сельский учитель Несколько лет назад с Евгением Ивано­ вичем Хомяковым случилось несчастье. Зи ­ мой на лесозаготовках угодил он под па­ дающее дерево и потерял левую руку. Три месяца пролеж ал в районной боль­ нице, а когда выписался и приехал в Т аеж ­ ное, никто его не узнал. Был оь страшно худ, бледен и, несмотря на свои двадцать шесть лет,— совершенно седой. — Ой тошнешенько, бабоньки, ой тош- нешенько,— запричитали старухи.— Видели Женьку-то? Был человек, и нет человека. Недели две Евгений Иванович сидел до­ ма, ье показывался на люди. Потом пришел в правление. Вечером. Когда все ушли до­ мой и в кабинете остались лишь двое: тог­ дашний председатель Погодин и секретарь парторганизации Белухин. — Ну, что мне делать? — спросил хрипло — Д а, брат, трудная задача,— ответил Погодин.— Говорйли мы уже тут о тебе. Может, склады примешь, а? — Хм, склады ,— горько усмехнулся Хо­ мяков.— Я ж е тракторист, механизатор. С ранних лет на этом деле. Не могу я склады принимать. — Ну, а что делать? — развел руками Погодин.— С одной-то рукой на тракторе не справишься. Долго сидели они в этот вечер, переби­ рая разные варианты и не приходя ни к че­ му определенному. Было уже часов девять, когда в дверь постучали и на пороге поя­ вился запыхавшийся директор Таежинской средней школы Геннадий Федорович, стар­ ший сын колхозного механизатора Федора Калистратовича Лысовд. Он только что вер­ нулся с оайонного семинара директоров школ. — Добрый вечер! — воскликнул он и, увидя Хомякова, весь засиял.— О, Евгений! Здорово, здорово. Как хорошо, что ты здесь! Я ведь насчет тебя пришел.— И тут ж е к Погодину: — Ну, как, председатель, отдаешь мне Евгения Ивановича? — Как отдаешь, куда? — опешил тот. — В школу, преподавателем труда,— не­ возмутимо ответил Лысов. — Эк! ■— только и смог произнести пред­ седатель колхоза, и было неясно, то ли его это известие обрадовало, то ли огорчило. А на бледном лице Хомякова появились розовые' пятна. — Д а что вы, Геннадий Федорович,—- проговорил он взволнованно.— Какой из ме­ ня преподаватель? Я ж всего семь классов имею. Я ж тракторист. — Но-но-но! — зам ахал руками Л ы ­ сов.— Довольно прибедняться. Классов м а­ ло, зато умения много. А потом не думай, что на этом точка. Учиться будешь, в инсти­ тут поступишь. Как без этого? — А что? Предложение дельное,— всту­ пил в разговор Белухин.— Лучше и приду­ мать нельзя... Ну что, поздравлять тебя, что ли, Ж еня, а? ...Так тракторист Евгений Иванович Хо­ мяков стал учителем. Свою педагогическую деятельность он начал с того, что школьную столярную м а­ стерскую переоборудовал в механическую. Не без помощи Лысова, конечно. А спустя

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2