Сибирские огни, 1968, №1

разбег. Но... многим далеко еще до уровня «Сибиряка». Им еще шагать да шагать. Конечно, путь их будет более коротким, так как они вос­ пользуются опытом передовых, однако и трудностей впереди немало. О них-то и думает Павлов. Наведение порядка на земле, подъем урожаев, преодоление убы ­ точности в животноводстве, комплексная механизация на фермах, на полях. Тесно переплетаются с экономикой и ставшие главными пробле­ мы молодежи, культуры села... Павлову хочется верить, что дальше дела пойдут успешней, он со­ вершенно убеж ден в этом, хотя, как ему кажется, знает и о всех слож ­ ностях не решенных еще проблем. Вернувшись в город, Павлов поручил разыскать Соколова. Его на­ шли, привезли в крайком. — А я, понимаешь, так и так к тебе добрался бы,— заявил Соко­ лов, усаживаясь в кресло.— Дом отдыха никак не закончим, материалу не достать. Павлов позвонил директору строительного треста, попросил помочь колхозу, получил заверение: все будет сделано! И увез обрадованного Соколова к себе на квартиру. ИЬан Иванович впервые здесь, вниматель­ но смотрит на картины, на книжные шкафы. — Вот где, понимаешь, ума-то набирался Андрей Михайлович, проговорил он.— А вот нашему брату не довелось толком-то поучиться. — У тебя школа жизни, самая верная школа. — Вот беда, годов-то мне стало шибко много,— тяжело передох­ нул Соколов.— Без двух семьдесят. Павлов усадил Соколова в кресло, сам сел рядом. Ему хотелось поблагодарить Ивана Ивановича как-то по-особенному за все, что он сделал для Павлова лично и для общего дела. Но этих особенных слов не хватало, хотя Павлов не сейчас только искал их. И потому он про­ сто, обыденно признался Соколову, что давно полюбил его и всю жизнь будет чтить, как своего лучшего учителя. Он видел, как повлажнели ресницы у Соколова. — Это, Андрей Михайлович, все не так, понимаешь... Это все, по­ нимаешь...— Он замолк на мгновение.— Это, понимаешь, какой учитель, какой ученик... Наш опыт, как ты тут высказал, разве нужен был О бу­ хову Михаилу Николаевичу? Нет, не нужен был... Тут, понимаешь, от ученика больше зависит... Жизнь, она, понимаешь, всему может научить, если есть охота учиться. От ученика больше зависит, чем от учителя, Андрей Михайлович. Ты хотел учиться, вот, понимаешь... вот, из опыта жизненного, что надо, и уловил, а кто не хочет, того учить...— Он мах­ нул рукой,— А ты, Андрей Михайлович, не потеряй эту ниточку! Ты лю ­ бишь все у других разузнать, любишь посоветоваться и с простым чело­ веком. Это, понимаешь, большое дело! Может, понимаешь, самое боль­ шое для руководителя. Вот и весь мой совет, тебе, Андрей Михайлович...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2