Сибирские огни, 1968, №1

двадцать лет тому назад. В нынешнем, пос­ мертном сборнике, как об этом сказано в предисловии, собрано лучшее из того, что было написано поэтом в военные и первые послевоенные годы. Стихи однотемны и по­ священы войне, которая еще продолжается, и войне, которая уже, по выражению авто­ ра, умерла. Давид Лившиц был ее участни­ ком, и его стихи можно в полной мере наз­ вать солдатскими. Поэтический голос Д. Лившица был не­ громок. Поэгу подчас недоставало само­ стоятельности, уверенности в себе. Он ■не­ редко слишком некритически следовал та­ ким современным ему поэтическим образ­ цам, которые не отличались ни талантли­ востью, ни даже достаточным вкусом. Автор предисловия к сборнику, поэт Ва­ силий Казанцев, довольно точно характе­ ризует теневые стороны стихов Д. Ливши­ ца. Правда, он склонен объяснять их цели­ ком и полностью «неизгладимой печатью» того времени, но с этим нельзя согласить­ ся, ибо многое, конечно, определялось и личностью самого поэта, и масштабами его дарования. Действительно, многие стихи Д. Ливши­ ца в значительной степени испорчены ри­ торикой. Иногда они напоминают старатель­ ные и наивные прописи. Их персонажи бы­ вают безжизненны, условны, плакатны, особенно — враги. У фашистов «сверкают по-волчьи стальные зрачки», а вид настоя­ щего волка вызывает у лирического героя риторический вопрос: «Может, это немец надо мной ляскает звериными клыками?» Пожалуй, самыми неудачными в сбор нике являются такие стихи, в которых ав­ тор стремится быть ласковым и нежным. Это стремление выливается в декларатив­ ность и — порой — в безвкусицу. В подоб­ ных стихах «блеском глаз агатовых цыган­ ки полночь ярче звезд озарена». В них ге­ рой обещает любимой: «Пух лебяжий, цветные рядна у твоих мы расстелем ног». Но, несмотря на это, было бы неспра­ ведливо видеть в стихах Д. Лившица не художественные произведения, а всего лишь свидетельства непосредственного участника событий, как полагает В. Казанцев. С этим мнением трудно согласиться, хотя свиде­ тельства, подтверждающие художественные достоинства произведений поэта, гораздо менее многочисленны, чем свидетельства, его художественных просчетов. Тем более, что в ряде его стихотворений можно обнаружить и достоинства, и явные издержки. Вот стихотворение «Две прядки». Погиб комдндир батальона, и его преемник реша­ ет сложный и мучительный вопрос: что на­ писать вдове, женщине, испытавшей уже столько горя в блокадном Ленинграде? Начало стихотворения довольно интерес­ но, мужественно и вместе с тем сдержанно: Комбат погиб от раны пулевой,. И я — наследник сумки полевой и грозного второго батальона... Коптилка светит робко, потаенно. Скребется мышь в земле над головой... И вдруг автор точно срывается — в под­ ражательность, в штамп и риторику. Такова следующая строфа. Она выглядит какой-то ненужной вставкой, которая без всякого ущерба для целого может быть убрана. Но последующие строфы как бы возвра­ щают нас к первой — по своему настроению, по четкости и точности выражения. В них «восходит горький стих», концентрированно выражающий боль за чужую трагическую судьбу. Но тут же поэт снова не удержи­ вается на достигнутой высоте, и снова воз­ никает риторическая строфа, хотя в ней и выражаются очень правильные мысли о мести, о мужестве. И если отбросить налет схематизма, риторики, мы открываем (вер­ нее. приоткрываем) поэта Д. Лившица, хо­ рошо понимающего душу русского, совет­ ского солдата, участника великих и траги­ ческих событий. -Лучшие стихи сборника — о нем, об этом солдате. Поэт точно и тонко описывает то, что видит. Как только это видение нарушается, он впадает во все те пороки, о которых уже говорилось. Жанр, в котором он, ве­ роятно, мог бы найти себя,— это лиричес­ кая миниатюра или, во всяком случае, очень небольшое по объему, экономное по своим художественным средствам стихотворение. По-видимому, Д. Лившиц был — по преиму­ ществу — лирик. Эпические же вещи поэмы, или. точнее, части поэм, помешенные в сбор­ нике или фактически распадаются на цикл отдельных стихотворений («Рождение че­ ловека»), или представляют собой доволь­ но-таки растянутые рассуждения и описа­ ния — до тех пор, пока в них вновь не даст о себе знать прямое авторское видение со­ бытий (описание расправы с мирными людь­ ми во вступлении к поэме «Степь»), Наиболее удачные стихотворения Д. Лив­ шица находятся во второй половине сбор­ ника. Как правило, они очень кратки и точны в деталях. Примером может служить сти­ хотворение «Четвертая весна», где показан солдат, три года не замечавший весны, це­ ликом поглощенный войной и лишь на чет-1 вертую весну начавший пробуждаться и приобщаться к многообразному миру чело­ веческих отношений: ...Забрел солдат в лавчонку старого венгерца. Теперь лиш ь только приоткрылось сердце: купил и спрятал куклу наш орел. А как необычен и странен для бывшего солдата мирный быт с его относительным спокойствием и уютом! За окном бушует ливень, и — Мне непривычно: сухо и тепло. Стою, прижавшись лбом к оконной раме« В груди моей просторно и ветло. Шинель моя висит в передней за дверями, и от нее нигде не натекло. Д. Лившицу не чуждо было и песенное, и сказовое начало. Мы встречаем в сборни­ ке удачные в этом отношении произведения («Полянка», отдельные главки из поэмы «Рождение Человека»).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2