Сибирские огни, 1968, №1

В. Листоносов весь держится на любви к простым людям, к родной земле, к дерев­ не. Вот как начинается один из лучших его рассказов «Брянские»: «Пока я прохожу за­ сыхающее поле, прыгаю по камням и отмели через речку, пока кружу, опускаюсь и под­ нимаюсь по хуторской дороге мимо доми­ шек и взбирающегося по горке леса, пока медленно, врастяжку, бреду, прячась в гу­ стой тропе, цепляя за ветки и принимая на плечи, на голову осенние листья, и выхожу к их дому на свет окошка, уже пологом стелется ночь, такая пустая, похолодавшая, а над низиной, на той стороне, повисает тяжелая, искрасна-смуглая луна. Как хорошо-то у них, как радостно про­ ходить по двору с пряслами, опять видеть корову под шелковицей, бабку за дойкой, старика, сидящего на земле, приморивше­ гося за день на вьгпасе, здороваться, са­ диться рядом или валиться спиной к траве, видеть густо посыпанное звездами небо, а после брать ведерко и, сделав несколько ша­ гов, нагибаться под ветками, щупать тропу к роднику, у белолистии и, черпая воду, вдыхать сырой запах с исподу. Кажется, никогда бы не оставил этого места, ни на какие городские прелести не променял бы этой тишины и одинокоети леса, их комнаты с кислым запахом, с двумя окошечками на огород и вниз на долину» В. Лихоносов пишет о тончайших движе­ ниях души человеческой, о том, как возни­ кает, растет, меняется или умирает чувство. Эти первые небольшие книжки, по су­ ществу, рассказывают об одном, человеке — о самом авторе, о его встречах с людьми, с миром, с природой, о его любви, страда­ ниях, тоске, счастье, надеждах, поисках. Он весь сосредоточен «а своем внутреннем ми­ ре. Слава богу, нет у него казенной боеви­ тости, крикливости, которые не производят никакого впечатления. Он слышит не слы­ шимые многими «голоса в тишине», голоса человеческих сердец, голоса полей и рощ, голоса любви и печали, голоса деревенских людей. Проза В. Лихоносова привлекает искрен­ ностью, естественностью, живой интонацией. Его рассказы и повести — это непринужден­ ная беседа. Он рассказывает как бы впол­ голоса, а то и шепотом, в темноте, и его слушают, затаив дыхание. Ни разу рассказ­ чик не вскрикнет, не щегольнет сногсшиба­ тельным сравнением, эпитетом, все у него правдиво, без нажима. У него нет закручен­ ных сюжетов, нет литературщины, красиво­ сти, всяческих ловких эффектов, со страни­ цы на страницу течет саман будничная жизнь, возникают перед нами самые простые люди с простыми, повседневными заботами, со своими недостатками, такие наивные, не­ казистые и— вместе — мудрые. От его рас­ сказов «и хорошо и грустно». Порой он говорит о суровой, трудной жизни, о неустроенных судьбах («Марея», «Женские слезы», «Родные», «Чалдонки»). Сколько верного, чисто русского, народного, всем нам знакомого в этих рассказах! «А дорого — то сказать, что все способны видеть и никто ле видал» (А. Фет). В этих расска­ зах жизнь такая, какая она есть: нелепая и мудрая, горькая и счастливая, но всегда таящая в себе поэзию. Полная любви к детям, к людям, ко всему доброму в мире предстает перед нами обаятельная Таня в повести «И хорошо и. грустно» («Таия, Таня»), Чистой и чест­ ной, ей мучительно видеть тупых и черствых эгоистов, как старший воспитатель в ин­ тернате Андрей Евсеич, как мать «трудно­ го» Валерки. Она непримирима к ним. О юности Мишкиной души, о ее пере- полохах, когда не знаешь, кого любишь, а любишь сразу весь мир, о том, как возни­ кает хрупкое чувство и как оно гибнет, рас­ сказывает маленькая повесть «Чалдонки»... Автор сейчас в самом начале пути. Н а­ чал он его удачно. Он выложил то, что ко­ пилось в его душе долгие годы. Мне к а ­ жется, что следующий шаг в литературе бу­ дет для него 'нелегким, если он не захочет повториться. Впереди ждут поиски новых тем, оттенки иных чувств, расширение для себя и познание иных сторон мира, иных людей и характеров, более широкие обоб­ щения, взгляд в иные глубины современной жизни, и в этом процессе усложнения сво­ его творчества, исследования еще не затро­ нутых автором областей жизни (а подлин­ ное дарование не может без этого обой­ тись!) есть опасность утерять найденную, так трогающую читателя, лирическую инто­ нацию, тонкую поэтичность, то неповтори­ мое, что уже есть у В. Лихоносова. Поэто­ му автору нужно быть самому настороже и сохранить найденное, обогатив его более широким взглядом на жизнь, на общество. Порой В. Лихоносов теряет чувство ме­ ры и становится дотошным в детальных описаниях, а это особенно опасно в рас­ сказах, лишенных напряженного действия. Так, например, затянут один из самых зна­ чительных рассказав «Родные». В повести «Тоска-кручина» утомляют сцены в кафе Геныча с Георгием, а потом Геныча с Га­ линой... Но эту беду еще можно исправить. Главное, что появился в пашей лирической прозе еще один интересный писатель, взра-' щенный сибирской землей. Б. Т а т а р и н ц е в ОБОРВАВШИЙСЯ ПУТЬ Б ПОЭЗИЮ П р и жизни автора книжки «Сердце в * *строю» Давида Лившица1 стихи его издавались только один раз. Это было ' Д а в и д Л и в ш и ц . Сердце в строю. Н о­ восибирск, Зап.-Сиб, кн, изд., 1967,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2