Сибирские огни, 1968, №1
традиционности, в том, что она, неся в себе боязнь потерять и то незначительное, что имеет, легко воспламеняет этой боязнью себе подобных, таких же пока еше темных, как сама Марфа, тем более, что действует она совершенно бескорыстно. Сила же Еро- цшча и тех, кто своей самоотверженностью подтолкнул его на подвиг добровольного шефства над коммуной,— это сила аветлого разума революции и потому, утверждает пи сатель, непобедимая сила. И хотя пока Марфа Малкина еще держит в духовном плену многих людей и даже Сергея Черт кова на некоторое время заставляет скло ниться к своей идее «принудительного инте реса», т. е. принудительной коллективиза ции, но ее идея лишена самого главного — в ней нет исторической перспективы, созна нием которой живут и, Сергей Чертшв, и Наташа Петошииа, и Вадим Горев, и Еро^- шич, и многие другие герои «Русской земли». Хорошо запоминается в романе полная неподдельного драматизма картина «пахоты «а себе». Эта картина — еще одно доказа тельство неодолимости людей, сплоченных великими идеями коммунизма. Именно этот небывалый трудовой подвит коммунаров за ставил содрогнуться сердца многих честных •тружеников не только Еланской степи, но и далеко за ее пределами, и он же вызвал прилив бешеной злобы со стороны кулачья. К сожалению, не ©се звенья романа на крепко спаяны с его главным звеном — ис торией чернокурьинской коммуны. Напри мер, главы, связанные с историей Дмитрия Малкина, написаны чуть ли не журналист ской ‘скорописью. Только легким штрихом очерчен интересно задуманный образ круп ного партийного работника Болдырева. И потому хотелось бы пожелать Д. Зорину продолжить работу над интересно задуман ными, но до конца не отшлифованными главами, рисующими образ огромной страны накануне года «смертельных схваток идей и убеждений». Страшной трагедией звучит финал ро мана «Русская земля»: взращенный потом и кровью коммунаров богатый урожай гиб нет в скирдах, подожженных кулаками. Гиб нет на глазах потрясенных коммунаров на дежда на жизнь без унижающей нужды. Но в страшном огне сгорает и их мягкое благодушие по отношению к классовому врагу, выковывается решимость навсегда покончить с теми, кто осмелился преградить путь к новой жизни. Так прочитана талантливым и умудрен ным жизнью художником одна из драматич нейших страниц истории пашей страны. И прочитана не только с познавательными це лями, но главным образом для того, чтобы уроки истории поставить на службу совре менности. Именно об этом говорит финал романа. «На востоке извечный кузнец ударил по овоей золотой наковальне — брызнул свет зари... По земле русской в зареве пожара шел новый день — свежий, молодой, русого ловый. И думалось тогда: все теперь зави сит от того— поймет он значение мук, от крытий и ошибок минувшего или, упиваясь молодостью, пренебрежет бесценным нас-' ледством. Станет беспамятным нищим или будет неслыханно мудрым, добрым и бо гатым». И л ь я Л а в р о в И ХОРОШО И ГРУСТНО... Я немножко ненормальный. Я вечно куда-то рвусь и заранее воображаю свою жизнь там, в тридевятом царстве. И воображение у меня сильнее жизни. Прие ду— а там вдруг скучно или просто непо койно. Начинаю вспоминать оставленное. Да как вспоминать! Со вздохами. Вдруг остав ленное станет дороже, чем было. Снялся и поехал. И опять, пока едешь, в душе раз лив, музыка, ждешь чуда. А чудо-то лишь в сердце бывает. Поживешь, поживешь — вспо минаешь уже прежнее, откуда сорвался, где с ума сходил, и в воспоминаний оно ка жется прекрасным, и жалко уже era и себя жалко, кажется — ну чего томился дурак, чего надо было идиоту? А подумать хоро шо — это только в воспоминании так слад ко, это не местами дорожишь, а своими пред чувствиями и снами: на самом деле была и есть всюду жизнь, как у всех, суетная, буд ничная. Бежишь от мест и только от себя убежать не можешь». Да, такой вот он и есть — Геныч, герой смятенной, горячечной повести В. Лихоно- сова «Тоска-кручина». Такие же и Мишка в «Чалдовках», и Митя в рассказе «Родные», и Таня в повести «И хорошо и грустно». Таков и сам писатель. И Таня, и Митя, и Геныч, и все эти любимые тихие деревни, поля, речки, шорохи, туманы, поезда, паро ходы, и любовь ко всему этому — все это Виктор Лихоносов.1 Хорошо это или плохо? От своей личности автору никуда не уйти. Каков ты. есть, таковы и твои книги, сколько пережил сам, столько и расскажешь читателям. Даж е и язык — это личность. Сколько людей, столько и языков. Каждый имеет свою, только ему присущую фразу. Имеет свой язык, свою фразу и В. Ли хоносов. Она будто несколько взъерошена, беспорядочна, небрежна, но это делает ее живой, естественной, разговорной, ее инто нации наполнены теплотой многообразных чувств. < В и к т о р Л и х о н о с о в . Вечера. М., «Сов, Россия», 1966. Голоса в тишине. М., «Молодая гвардия», 1967. Что-то будет,,, Новосибирск, Зап.-Сиб. кн, изд.. 1967,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2