Сибирские огни, 1968, №1
летарское сознание, святое бескорыстие, лю бовь к людям труда и веру в неизбежное торжество коммунизма,— качества, которые духовно роднили всех коммунистов-проле- тариев 20-х годов, Сергей Чертков, однако, неповторим как личность и как участник несколько иных событий, чем те, которые запечатлены на страницах «Поднятой це лины». Плодотворно сказался в изображении Сер гея Черткова и драматургический опыт Д. Зорина, его умение насытить действие острьими, жизненными коллизиями, передать драматизм эпохи. Превосходно написана ав тором сцена стихийно вспыхнувшей крова вой схватки на мельнице, когда Сергей Чертков, рискуя жизнью, убедил возмущен ных бедняков, возглавленных Вадимом Го- ревым, в их неправоте и направил их энер гию в русло социалистического правопо рядка. Идейно-художественный пафос романа «Русская земля» в органической неприязни автора к любым проявлениям культа лич ности, к слепому упованию на чиновные ав торитеты, к бездумному преклонению перед былыми заслугами. .Сложная, трагическая судьба ослепленного собственной славой во жака Сазония Федотова, этого заблудивше гося искателя так называемой мужицкой правды, помогает нам глубже понять драму русского крестьянства переходной от капи тализма к социализму эпохи. Полон глубокого драматизма и характер убежденной поклонницы Сазония Федотова, многодетной женщины Марфы Малкиной. Воспитанная в духе суровых обычаев старо обрядческой среды, где преклонение перед старшим считалось непреложным законом, Марфа и после вступления в партию оста лась верной духу старообрядческих поряд ков идеалисткой, уповающей на «человека- долю», «человека-судьбу». Такого человека- долю, высшего выразителя интересов кресть янства, увидела Марфа в Федотове и своих детей воспитала в духе бездумного прекло нения перед культом вожака. А старшего сы на Митьку, усомнившегося в непогреши мости Федотова и даже осмелившегося критиковать его, Марфа беспощадно изгна ла из дому, втайне боясь, что гнев вожа ка на Митьку может обернуться гневом на всю ее многодетную семью. Выучившись грамоте, Марфа набрасы вается на серьезные книги, пытаясь найти в них ответ на давно волновавшие ее во просы: «зачем на земле есть человек, что есть бог меж людей и можно ли жить лю дям без человека-доли?». Фанатично нена видя «старуху-единоличность», плодящую на земле частную собственность, разобщаю щую людей, и горько переживая развал коммуны, Марфа приходит к 'непреклонно,му убеждению, что повернуть крестьян к новой жизни, к коллективному хозяйствованию можно только через насилие над ними. А чтобы это насилие имело какое-то мораль ное оправдание, необходимо, помимо про паганды великой цели, во имя которой это насилие должно совершиться, найти способ ного «выразителя общей воли», т. е. вожака типа Сазония Федотова, но в общегосудар ственном, масштабе. А если такого не най дется, Марфа в письме в ЦК партии пред лагала создать его «для народа». Глубоко реалистический образ русской малограмотной женщины Марфы, доброй, чадолюбивой, увлеченной мечтой о пре красном коммунистическом будущем, ве рящей в неизбежность осуществления этой мечты, но трагически заблуждающейся а выборе пути к лучезарному будущему, не сет в себе такую силу художественного обобщения, что порою воспринимается как символ многострадальной крестьянской России, рвущейся к счастью, но еще не зна ющей до конца верных путей к нему. Образы героев из крестьянской среды, противостоящих фанатизму Марфы Мал киной, написаны Д . Зориным, к сожалению, с меньшей психологической убедительно стью. Им, особенно Вадиму Гореву и З а хару Щербакову, явно ее хватает той оду хотворенности, которая буквально светится в Марфе. Люди типа Вадима Горева, однажды встреченные в жизни, надолго врезаются в память. И, может быть, великаны-добряки, носители народных представлений о спра ведливости, но обиженные несправедливо стью, не такая уж редкость в литературе,— достаточно вспомнить тургеневского немого Герасима, некрасовского Савелия — богаты ря святорусского, шолоховского Демида Молчуна. И образ Вадима Горева, неся на себе известный отпечаток литературно-фоль клорной традиционности, являет собой при мер хоть и бескомпромиссной, но в значи тельной мере стихийной борьбы за святые для него идеи коммунизма. Священно-тре петное пристрастие к чистоте идей револю ции, чистоте чувств, чистоте человеческих отношений особенно трогательно в харак тере Вадима Горева. Постоянная боль за чистоту великой идеи века роднит Вадима Горева с Наташей Петошиной. Однако, роль руководителя коммуны Ва диму Гореву явно не по плечу; не хватает ему той хозяйственной хватки, которая составляет главную суть Ерофея Пискаре- ва, Ерошича, образ которого воплощает в себе и сыновнюю любовь крестьянина-хле- бороба к земле-кормилице, и его вековечную мечту о небывало высоких урожаях, о спра ведливой отдаче в ответ на свой мучениче ский с потом и кровью труд, и его чуткое, отзывчивое на справедливость сердце. И если кто из героев Д. Зорина по силе своей одухотворенности и может быть сравнен с Марфой Малкиной, так это в первую оче редь чудо-человек Ерошич. Но если в образе Марфы Малкиной писатель запечатлел силу ослепленных налетом церковной книжности чувств, то в характере Ерошича воспета поэзия светлого разума труженика-земле- дельца, извечного сеятеля и хранителя зем ли русской. Сила Марфы Малкиной в ее вековой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2