Сибирские огни, 1968, №1
КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ Д . Ч и р о в НОВЫЙ ВКЛАД В РЕВОЛЮЦИОННУЮ , СИБИРИАНУ Д а, это так: ромам Дмитрия Зорина «Русская земля»1 является новым вкладом в революционную Сибириану. Сюжетную канву произведения состав ляет история чериокурьинской коммуны «Бунтарь», созданной красными партизана ми Еланокой степи в самом начале 20-х го дов. Но историю этой коммуны, события в которой всколыхнули в свое время всю страну, писатель обозревает с высоты дней сегодняшних, обогащенный великим исто рическим опытом минувших десятилетий, что и дало ему основание для столь обобща ющего заглавия романа — «Русская земля». Во всем, что пережито коммунарами и кресть- янами-единоличниками древнего ермацкого становья в Еланской степи, просматрива ется пройденный нашим трудовым кресть янством в годы нэпа путь от мучительных раздумий, поисков, сомнений' к исторически» свершениям '1929 года — «года великих от крытий и ошибок». Хмарной осенью 1927 года прибывает в Черную Курью с заданием «на-постоянно» работать в деревне молодой коммунист, шахтер Сергей Чертков — сын погибшего в гражданскую войну в этих самых местах комиссара партизанской дивизии Платона Черткова. Поселившись в коммуне, он с горечью убеждается, что молва о «Бунтаре» как о «товариществе по совместному обма- ‘ Д м и т р и й З о р и н . Русская земля. Ро ман, «Волга», 1966, № 11,-12; 1967, № 1 -2 , ну и ограблению трудового крестьянина», докатившаяся до Прокскпьевского рудника, откуда прибыл Сергей, не случайна. Пре старелый председатель коммуны Сазоний Петрович Федотов давно потерял всякие ре волюционные ориентиры, отошел от живо го руководства коммуной, а всеми ее дела ми заправляет разбитной заместитель пред седателя Мирон Ермолаевич Парасюк. Он-то и превратил коммуну в промыслово кустарное хозяйство, сманив туда кустарей- одиночек из окрестных сел. Благодаря ра дениям Парасюка, под прикрытием комму ны проводилась, по сути, кулацкая практика закабаления и ограбления бедняцких и се редняцких хозяйств. Коммуна стала, по вы ражению крестьянина-середняка Захара Щербакова, «шкуродерней». «Царь-батюш- ка,— говорит Захар Черткову,— водочной монополкой наживался, а коммуна нашего Парасюка просто-напросто все кустарство в районе захватила, трудового крестьянина за горло взяла!» Странные порядки, ничего общего не имею щие с идеями коммунизма, насадил Парасюк и внутри самой коммуны: львиная доля до ходов распределялась между так называе мыми «хозяйственными», а попросту — кула ками, ветераны же коммуны, подобно много детному Захару Малкину, влачили\ жалкое существование. И никто не смел рта рас крыть против навязанного им Парасюком, с молчаливого согласия вожака Федотова, устава. Бывший командир партизанской ди визии, а теперь председатель коммуны, Фе дотов «поставил себя над народом, вне кри тики и контроля»; на словах призывая к самостоятельности, на деле он «внедрил не достойные человека смиренничеетво и угод ничество, вызвал паралич духовного разви тия коммуны, которая выродилась в лже- коммуну, а сам вожак в некоронованного деспота». При чтении первых глав романа Д. З о рина постоянно ловишь себя на стремлении поставить рядом с Сергеем Чертковым шо лоховского Семена Давыдова. Но неся в себе немало давыдовского — революционнее про
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2