Сибирские огни, 1968, №1

Роллана и Мартина Андерсена-Нексе в су­ щественном и важном соприкасается с по­ литической публицистикой крупных пар­ тийных и общественных деятелей. Затаив дыхание, люди слушали речи вождя бол­ гарских коммунистов Г. Димитрова, вдох­ новенные призывы Долорес Ибаррури, вни­ мательно читали статьи М. Тореза и П. Тольятти (Эрколи). В этой близости публицистики писателей и руководителей компартий сказалась высокая сознатель­ ность представителей прогрессивной интел­ лигенции мира. Одним из проявлений этой высокой сознательности и идейной зрело­ сти было участие интеллигенции всех стран в гражданской войне в Испании. В 1938 году появился волнующий «Ис­ панский дневник» Михаила Кольцова. Это было, выражаясь словами Вишневского, вступление литературы в «штаб фронта» начавшейся войны. «Испанский дневник»— значительное художественное произведе­ ние, пронизанное насквозь публицистикой. Статья, очерк, фельетон, репортаж объеди­ нены здесь авторской личностью, которая как бы сцементировала все в единое це­ лое. «Испанский дневник» — одна из самых больших удач нашей литературы. Здесь, в Испании, родился и тот тип писателя — военного корреспондента, о котором меч­ тали локафовцы, о котором писал С. Бу­ денный. К сожалению, к Концу 30-х годов анти­ фашистская публицистика в силу целого ряда обстоятельств стала менее активной. Но и в эту пору появился цикл статей Ильи Эренбурга «Разгром Франции», в ко­ тором писатель показывал, что несет фа­ шизм порабощенным народам. Это были не просто заметки или наблюдения очевид­ ца, но страстный призыв отстоять от фашиз­ ма свободу народов. Статьи «Разгром Фран­ ции», опубликованные осенью сорокового года, фактически завершали целый этап ра­ боты наших публицистов, а для Эренбур­ га стали как бы вступлением к той антифа­ шистской публицистике,' которой он отдал все четыре года войны. Продолжение следует

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2