Сибирские огни, 1968, №1
Роллана и Мартина Андерсена-Нексе в су щественном и важном соприкасается с по литической публицистикой крупных пар тийных и общественных деятелей. Затаив дыхание, люди слушали речи вождя бол гарских коммунистов Г. Димитрова, вдох новенные призывы Долорес Ибаррури, вни мательно читали статьи М. Тореза и П. Тольятти (Эрколи). В этой близости публицистики писателей и руководителей компартий сказалась высокая сознатель ность представителей прогрессивной интел лигенции мира. Одним из проявлений этой высокой сознательности и идейной зрело сти было участие интеллигенции всех стран в гражданской войне в Испании. В 1938 году появился волнующий «Ис панский дневник» Михаила Кольцова. Это было, выражаясь словами Вишневского, вступление литературы в «штаб фронта» начавшейся войны. «Испанский дневник»— значительное художественное произведе ние, пронизанное насквозь публицистикой. Статья, очерк, фельетон, репортаж объеди нены здесь авторской личностью, которая как бы сцементировала все в единое це лое. «Испанский дневник» — одна из самых больших удач нашей литературы. Здесь, в Испании, родился и тот тип писателя — военного корреспондента, о котором меч тали локафовцы, о котором писал С. Бу денный. К сожалению, к Концу 30-х годов анти фашистская публицистика в силу целого ряда обстоятельств стала менее активной. Но и в эту пору появился цикл статей Ильи Эренбурга «Разгром Франции», в ко тором писатель показывал, что несет фа шизм порабощенным народам. Это были не просто заметки или наблюдения очевид ца, но страстный призыв отстоять от фашиз ма свободу народов. Статьи «Разгром Фран ции», опубликованные осенью сорокового года, фактически завершали целый этап ра боты наших публицистов, а для Эренбур га стали как бы вступлением к той антифа шистской публицистике,' которой он отдал все четыре года войны. Продолжение следует
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2