Сибирские огни, 1968, №1

участке военного строительства — это но­ вое явление, имеющее серьезное политиче­ ское значение». Однако и после создания ЛОКАФ неко­ торое время еще чувствовался пробел в литературе, которая бы по-боевому подни­ мала важную тему обороны страны. Еще в ■начале 1933 года, несмотря на появление ряда книг на эту тему, один из активней­ ших «военных» писателей В. Вишневский утверждал: «Как жаль, что она (литерату­ ра наШа.— А. Р.) в мировую войну вхо­ дит робко, не за стол штаба фронта, а за парту полковой школы». Деятельность писателей, объединивших­ ся вокруг журнала «Знамя» (первоначаль­ н о — ЛОКАФ), привела к заметному ожив­ лению нашей оборонной литературы. К се­ редине 30-х годов круг литераторов, высту­ пивших с произведениями об угрозе войны, о необходимости готовиться к отпору фа*- шиегскому агрессору, значительно расши­ рился. Не только «Знамя» и «За рубежом», но и «Новый мир», «Октябрь», «Интерна­ циональная литература», многочисленные газеты стали больше печатать публицисти­ ческих статей, корреспонденций из капи­ талистических стран, произведений драма­ тургии и поэзии. Пионерами «оборонной» литературы были В. Вишневский, В. Ставский, М. Коль­ цов, П. Павленко, Н. Тихонов. Несколько позже к ним примкнул еще целый ряд ли­ тераторов. Все они учились бороться с врагом и ненавидеть врага у М. Горького, творчество которого было проникнуто боль- шой любовью к людям и непримиримостью ! к поджигателям войны. «Предчувствие близкой схватки,— писал о М. Горьком Павленко,— не покидало его ни на мину- I ту, и он готовился сам и готовил совет­ скую литературу к созданию «крепости не­ видимой», говоря словами Алексея Толсто­ го, которая в годы Великой Отечественной войны поразила мир». Публицистическая работа Горького в последние годы его жизни носила отчетли­ во антивоенный, антиимпериалистический ■характер. Такие статьи его, как «Краткий очерк скверной истории», «С кем вы, масте- ■ра культуры?», «Делегатам антивоенного конгресса», «О бесчеловечии», и многие другие показывали, что великий пролетар­ ский писатель, откликаясь на важнейшие события современности, был всегда в пере­ довых рядах борцов против войны и фа­ шизма. «И если вспыхнет война против то­ го класса, силами которого я живу и ра­ ботаю,— писал он,— я тоже пойду рядо­ вым в эту армию, потому что это справед­ ливая армия». Горький умер за несколько лет до войны, но его призывы запомнило целое поколение советских людей, которое встретило врага в июне сорок первого го­ да. Вместе с Горьким в создании «крепости невидимой» участвовала вся наша литера­ тура. Среди интересных публицистических произведений начала 30-х годов, посвящен­ ных теме обороны и разоблачению планов агрессоров, следует упомянуть о «Полеми­ ческом варианте» П. Павленко (1933) — отклике на книгу Гельдерса «Воздушная война 1936 года. Разрушение Парижа». Пе­ реведенная на русский язык, книга Гель­ дерса развивала теорию возможности раз­ грома противника только силами авиации. Майор Гельдерс выражал точку зрения не­ которых официальных кругов Германии, на­ чавших усиленную подготовку ко второй мировой войне. Павленко подчеркивал звериную нена­ висть поджигателей войны к ^рабочему классу. Генерал Бреклей, «герой» книги Гельдерса, готовится бомбардировкой П а­ рижа уничтожить лучших людей народа. Бреклей — англичанин, в книге речь идет об англо-французской войне, но, как спра­ ведливо отмечал Вишневский в статье «Майор Гельдерс и доверчивые -советские издательства», в «Войне 1936 года» слиш­ ком видны уши немецкого реваншиста. Действительно, хотя Германия не упоми­ нается в книге Гельдерса, но именно ее планы и разгрома Парижа и десанта фран­ цузов в Англии рисует немецкий майор». Павленко в «Полемическом варианте» показал, как поднялись на борьбу народы ближнего Востока и Африки, как народ Франции внес коррективы в планы Брек- лея, как, в результате войны, образовались революционные правительства в воюющих странах. Мы знаем, что действительность оказы­ валась сложнее всевозможных предсказа­ ний. Однако были книги, авторы которых довольно верно охарактеризовали как рас­ становку сил, так и возможное начало вой­ ны. Речь идет, в частности, о двух книгах советского публициста Эрнста Генри «Гит­ лер над Европой» (1934) и «Гитлер против СССР» (1936). Дальнейшее развитие со­ бытий позволяет говорить о том, что Генри правильно ориентировал своего читателя, что многое он верно предвидел. И возмож­ ность победы Гитлера над разъединенной Европой, и всеобщий характер европейской войны. «События, надвигающиеся на нас,— писал публицист,— это, по всей вероятнос­ ти, вторая мировая война, война, которая, вспыхнув на Двине, на Балтийском море, на Дунае, охватит весь континент, не оста­ вит незадетой ни одной страны и не по­ щадит ни одного государства или группы государств, как бы изолированы они ни были». Э. Генри говорил и о тех силах, кото­ рые Гитлер может бросить против нас, и о наступлении на Ленинград и Москву, он писал и о неизбежном крахе фашизма. Это была серьезная работа, и она, конеч­ но, готовила людей к войне значительно лучше, чем лозунги о разгроме врага на его территории, чем облегченные рассужде­ ния о будущем противнике. Публицистика М. Горького, М. Кольцо­ ва, А. Толстого, И. Эренбурга, Ромена

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2