Сибирские огни, 1968, №1
участке военного строительства — это но вое явление, имеющее серьезное политиче ское значение». Однако и после создания ЛОКАФ неко торое время еще чувствовался пробел в литературе, которая бы по-боевому подни мала важную тему обороны страны. Еще в ■начале 1933 года, несмотря на появление ряда книг на эту тему, один из активней ших «военных» писателей В. Вишневский утверждал: «Как жаль, что она (литерату ра наШа.— А. Р.) в мировую войну вхо дит робко, не за стол штаба фронта, а за парту полковой школы». Деятельность писателей, объединивших ся вокруг журнала «Знамя» (первоначаль н о — ЛОКАФ), привела к заметному ожив лению нашей оборонной литературы. К се редине 30-х годов круг литераторов, высту пивших с произведениями об угрозе войны, о необходимости готовиться к отпору фа*- шиегскому агрессору, значительно расши рился. Не только «Знамя» и «За рубежом», но и «Новый мир», «Октябрь», «Интерна циональная литература», многочисленные газеты стали больше печатать публицисти ческих статей, корреспонденций из капи талистических стран, произведений драма тургии и поэзии. Пионерами «оборонной» литературы были В. Вишневский, В. Ставский, М. Коль цов, П. Павленко, Н. Тихонов. Несколько позже к ним примкнул еще целый ряд ли тераторов. Все они учились бороться с врагом и ненавидеть врага у М. Горького, творчество которого было проникнуто боль- шой любовью к людям и непримиримостью ! к поджигателям войны. «Предчувствие близкой схватки,— писал о М. Горьком Павленко,— не покидало его ни на мину- I ту, и он готовился сам и готовил совет скую литературу к созданию «крепости не видимой», говоря словами Алексея Толсто го, которая в годы Великой Отечественной войны поразила мир». Публицистическая работа Горького в последние годы его жизни носила отчетли во антивоенный, антиимпериалистический ■характер. Такие статьи его, как «Краткий очерк скверной истории», «С кем вы, масте- ■ра культуры?», «Делегатам антивоенного конгресса», «О бесчеловечии», и многие другие показывали, что великий пролетар ский писатель, откликаясь на важнейшие события современности, был всегда в пере довых рядах борцов против войны и фа шизма. «И если вспыхнет война против то го класса, силами которого я живу и ра ботаю,— писал он,— я тоже пойду рядо вым в эту армию, потому что это справед ливая армия». Горький умер за несколько лет до войны, но его призывы запомнило целое поколение советских людей, которое встретило врага в июне сорок первого го да. Вместе с Горьким в создании «крепости невидимой» участвовала вся наша литера тура. Среди интересных публицистических произведений начала 30-х годов, посвящен ных теме обороны и разоблачению планов агрессоров, следует упомянуть о «Полеми ческом варианте» П. Павленко (1933) — отклике на книгу Гельдерса «Воздушная война 1936 года. Разрушение Парижа». Пе реведенная на русский язык, книга Гель дерса развивала теорию возможности раз грома противника только силами авиации. Майор Гельдерс выражал точку зрения не которых официальных кругов Германии, на чавших усиленную подготовку ко второй мировой войне. Павленко подчеркивал звериную нена висть поджигателей войны к ^рабочему классу. Генерал Бреклей, «герой» книги Гельдерса, готовится бомбардировкой П а рижа уничтожить лучших людей народа. Бреклей — англичанин, в книге речь идет об англо-французской войне, но, как спра ведливо отмечал Вишневский в статье «Майор Гельдерс и доверчивые -советские издательства», в «Войне 1936 года» слиш ком видны уши немецкого реваншиста. Действительно, хотя Германия не упоми нается в книге Гельдерса, но именно ее планы и разгрома Парижа и десанта фран цузов в Англии рисует немецкий майор». Павленко в «Полемическом варианте» показал, как поднялись на борьбу народы ближнего Востока и Африки, как народ Франции внес коррективы в планы Брек- лея, как, в результате войны, образовались революционные правительства в воюющих странах. Мы знаем, что действительность оказы валась сложнее всевозможных предсказа ний. Однако были книги, авторы которых довольно верно охарактеризовали как рас становку сил, так и возможное начало вой ны. Речь идет, в частности, о двух книгах советского публициста Эрнста Генри «Гит лер над Европой» (1934) и «Гитлер против СССР» (1936). Дальнейшее развитие со бытий позволяет говорить о том, что Генри правильно ориентировал своего читателя, что многое он верно предвидел. И возмож ность победы Гитлера над разъединенной Европой, и всеобщий характер европейской войны. «События, надвигающиеся на нас,— писал публицист,— это, по всей вероятнос ти, вторая мировая война, война, которая, вспыхнув на Двине, на Балтийском море, на Дунае, охватит весь континент, не оста вит незадетой ни одной страны и не по щадит ни одного государства или группы государств, как бы изолированы они ни были». Э. Генри говорил и о тех силах, кото рые Гитлер может бросить против нас, и о наступлении на Ленинград и Москву, он писал и о неизбежном крахе фашизма. Это была серьезная работа, и она, конеч но, готовила людей к войне значительно лучше, чем лозунги о разгроме врага на его территории, чем облегченные рассужде ния о будущем противнике. Публицистика М. Горького, М. Кольцо ва, А. Толстого, И. Эренбурга, Ромена
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2