Сибирские огни, 1968, №1
очерка. Роман мог по форме напоминать очерк или быть своеобразным художествен ным репортажем, но он все же не был ни тем, ни другим. Он основывался на худо жественном обобщении. Поясним это приз нанием самого автора, в данном случае — Валентина Катаева. В недавно вышедшей книге «Художник и его время» критик Л. Скорино приводит следующие слова пи сателя: «В романе «Время, вперед!», ко нечно, собраны опыт и впечатления мно гих строек — и Днепростроя, и Ростсель маша и других. Но на Магнитострое я сра зу увидел так много удивительного, оше ломляющего, что понял — здесь надо ос таться». Вот она, избирательность худож ника: Гладков тоже был на Магнитке, но для него ошеломляющей оказалась строй ка н а . Днепре, В. Катаев же прислал с Днепра очерк «Пороги», а на Магнит ке написал один из своих лучших ро манов. Разных художников привлекал разный материал, и подходили они к нему по-свое му. Энтузиазм пятилетки передан совсем не одинаково в этих романах, которые вы ходили один за другим. Леонид Леонов, например, в «Соти», рассказывая о строи тельстве бумажного комбината в Балахне, решал глубокие психологические пробле мы. «Очеркизм» не коснулся его несколько медлительного стиля. И наоборот, каждая главка романа «Время, вперед!» — это по рыв, движение, автор как бы не покидает сцены, живет и действует рядом с героя ми. Очень близким к очерку-репортажу оказался «Большой конвейер» Я- Ильина, а М. Шолохов, также писавший по горячим следам событий свою «Поднятую целину», создал роман, никак не похожий на репор таж , хотя в нем и излагались с большими подробностями события первого полугодия тридцатого года на Дону. Это, однако, не означает, что знаменитый роман никак не связан с очерком, влияние которого за метно на всей литературе того времени. На одних книгах оно отразилось непосредст венно, сказалось на самой форме произве дения (Эренбург, Катаев), на других же тем, что острота проблематики многих очерков заставляла романиста «пахать глубже», быть острее, помня, что его ху дожническая задача сложнее. Уступить в проблемное™ очерку — означало ослабить читательский интерес. Очерк «торопил» ро маниста. И хотя за очерком поспеть было трудно, романист спешил. Д а и само вре мя торопило его, он был захвачен собы тиями. Необычность темпов, которыми жи ла страна, сказалась и на темпах писатель ской работы. Конечно, то были обстоятель ства необычные. Нельзя требовать от художника, чтобы он всегда успевал за со бытиями — это прежде всего задача пуб лициста. Но бывают счастливые моменты, когда ко времени появляются нужные и талантливые книги, которые помогают на роду в его практической, повседневной борьбе. Это произведения, о которых мож но сказать так же, как сказал В. И. Ленин о романе М. Горького «Мать»: «Своевре менная книга». Появление этих книг было важным со бытием в нашей общественно-литературной жизни. Сам этот факт говорит о том, что писатели — и те, которых недавно называ ли «попутчиками»,— становились активны ми советскими писателями. И «Кара-Бу- газ» К. Паустовского, где романтично рас сказано о борьбе человека с природой, и поэтический роман-репортаж В. Катаева «Время, вперед!»,, повествующий о борьбе за рекорд и высокие человеческие принци пы, и другие книги наших писателей со хранят для будущих поколений романтику и героический пафос тех лет. П р е д ч у в с т в и е б л и з к о й с х в а т к и Публицисты тридцатых годов писали о Кузнецке и Магнитострое, о духовном рос те народа, его культурных достижениях. Но была еще одна тема, заставляющая гово рить о себе — тема антифашистская, анти военная. Вся наша страна и писатели ее готовились к отпору возможному врагу. Уже в начале 1930 года в печати появ ляется целый ряд материалов, в которых говорилось о необходимости приблизить пи сателя к армии. Маршал Советского Сою за Буденный в заметке «Военная грамот ность необходима» писал: «Основная мысль о том, что нам нужны военные кор респонденты-художники, бесспорна. Воен ные корреспонденты, конечно, должны быть грамотны в военном и военно-политическом отношении». Летом того же года «Литературная газета» публикует статью группы писате лей — В. Вишневского, Д. Бедного, Н. Асее ва, В. Ставского, А. Суркова, А. Безымен ского —- «Красная Армия ждет своего пи сателя», в которой с тревогой отмечалось, что наиболее серьезные и близкие нам пи сатели уделяют слишком мало внимания теме Красной Армии, и подчеркивалась далее необходимость активного участия писателей в деле обороны страны. «Страна строящегося социализма должна быть всегда готова отразить попытки вооружен ного нападения со стороны империалистиче ских хищников. Художественная литерату ра должна заострить внимание трудящих ся на вопросах обороны». Обращение писательской общественнос ти к решению этой важной задачи приве ло к созданию литературного объединения Красной Армии (ЛОКАФ). В состав Сове та этого объединения вошли М. Горь кий, Д. Бедный, А Фадеев, В. Ставский, В. Вишневский, А. Малышкин, М. Кольцов. Знаменательно, что возглавил ЛОКАФ А. Серафимович. «Литературная газета» писала по поводу создания ЛОКАФа: «Мы видели писателей в колхозах, совхозах и местах, где возводятся индустриальные ги ганты, но впервые мы увидим писателей на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2