Сибирские огни, 1968, №1
му •он выступал против торопливой, невы разительной работы. Не только оператив ность, но и художественность, глубина и самостоятельность мысли — вот чего требо вал от очеркиста Б. Агапов. Он полагал, что лучше писать заметки и телеграммы, чем дискредитировать жанр очерка. В своей «Машине быстроты» Б. Агапов рассказал об истории создания первых со ветских автомобилей — от плана строитель ства заводов до той минуты, когда осу ществилась «выдумка «Правды», выдумка московских крестьян, выдумка тысяч автодо- ровцев». Первый очерк («Площадка авто- строя») рисовал завтрашний день города близ тогдашнего Нижнего Новгорода. Труд но даж е поверить сейчас, что «газик» и «эмка» были тогда лишь мечтой. Но послу шаем очеркиста: «Я знаю, что он (город.— А. Р.) родится здесь как взрыв в будущее, что он и завод перевернут всю жизнь этих мест, что вот эти белые линии на чистой белой бумаге... обозначают не только сте ны новых построек, но и пути совершенно новой, невиданной нами человеческой жиз ни». Характерно, что очеркист не может, сказав «город будет», остановиться на этом утверждении. Спустя два года он продол жит свой рассказ и об этом городе и о людях, его строящих, и о «машине быстро ты», которая теперь для нас так же есте ственна, как советский трактор и самолет, советская гидроэнергетика и атомоход. Тогда же Б. Агапов справедливо говорил в своих «Технических рассказах» о том, что несет народу этот переворот в технике. Полемично было само название агаповских произведений. Вот,— как бы говорил очер кист,— видите, меня интересует техника. О ней может и должна говорить литерату ра. Говорить со знанием дела и знанием людей. И это все во власти именно очерка. Тракторные и автомобильные заводы, новые города, электростанции нашли сво их летописцев легче, чем первые советские колхозы. Конечно, здесь многое дала чита телю «Поднятая целина», но советский де ревенский очерк той поры представлен прежде всего «Разбегом» и «Станицей» Владимира Ставского и произведениями Алексея Колосова. Эти и некоторые дру гие талантливые вещи стоят где-то в самом начале деревенского очерка, так блистатель но развившегося уже позже и связанного с именем Валентина Овечкина и других «деревенских» писателей. В расцвете нашего очерка огромна роль М. Горького. Он сам писал очерки, поо щрял молодых, по его инициативе начал вы ходить журнал со столь характерным наз- званием—«Наши достижения». Наконец, по явилось горьковское детище — «История фабрик и заводов», над которой тогда ра ботали многие писатели. Среди этих книг особенно выделялась работа одного из мо лодых помощников Горького Якова Ильи на, возглавившего выездную редакцию «Правды» в Сталинграде. Я- Ильин мно гое сделал для того, чтобы вышла в свет книга «Люди сталинградского трак торного». Очерк, репортаж, очерковая книга, ис тория завода, наконец, документальный «Рассказ о великом плане», написанный М. Ильиным,— вое это только часть огромной работы наших литераторов над летописью современности. А надо бы ло бы назвать еще и Бориса Галина, и Ольгу Берггольц, и Александра Малышки- на, напомнить о Марии Шкапской, и ряде других литераторов и книг. Своевременная книга Никогда прежде, до тридцатых годов не было в русской, да и, пожалуй, в ми ровой литературе создано столько рома нов и повестей сразу же, даже не по сле дам событий, а почти в момент их сверше ния. Книги эти общеизвестны. Они в зна чительной мере расширили и углубили ту картину времени, которая была запечатле на очерком. Вместе с тем эти романы мно гим связаны с очерком и почти все остро публицистичны. И повесть В. Катаева с таким характерным для эпохи названием- лозунгом «Время, вперед!». И роман Ф. Гладкова «Энергия», написанный на том же материале, что и очерки писателя. И ро- ман И. Эренбурга «День второй». В нем Эренбург во многом пользовался приемами публициста. Для писателя не было резкой границы между жанрами. Недаром он гово рил: «Плаи очерка,-огромный интерес худож ника в живых людях, все эти стенографиче ские записи, исповеди, протоколы, дневни ки,— все это не случайно... я сам не провожу резкой грани между очерком и художест венной прозой». Едва ли не главным для писателя было стремление гугредать масш таб событий, их динамику. При этом от дельные фигуры иногда очерчивались бегло, но зато общий смысл происходящего ста новился рельефнее, отчетливей. Таково бы-‘ ло своеобразие «очеркового романа», его сильные и слабые стороны. • Илья Эренбург запечатлел в своем ро мане строителей Кузнецка, Федор Гладков рассказал о строителях Днепростроя, ге роями Валентина Катаева стали рабочие Магнитогорска, а у Веры Кетлинской («Му жество») — строители Комсомольска. Пи сатели выступали с очерками, а потом они же создали и романы. Все это так. Одна ко, несмотря на всю близость к очерку и связь с ним, эти книги, конечно же, реша ли и несколько иные задачи. Проникновение в мир человеческих чувств (в одних книгах — большее, в дру ги х— меньшее) требовало таких обобще ний, при которых точная прикрепленность романа к той или иной географической точке становилась несколько условной. Ко нечно, в «Дне втором» узнается Кузнецк, а в романе «Время, вперед!» — Магнитка. Но вернее говорить, что поездка давала писателю лишь толчок для написания ро мана, в то время как такой поездки — уже самой по себе — было достаточно для
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2