Сибирские огни, 1968, №1
вот почему они «больше всего спрашивают о Гитлере и иностранной политике фашиз ма». Это в Хибиногорске, в 1933 году. Иван Катаев писал о европейском Севе ре, многие очеркисты побывали на далеких восточных окраинах. Здесь и Борис Л а пин и Захар Хацревин, авторы талантли вой книги «Америка граничит с нами», и Макс Зингер, проделавший многотысячный переход по тундре в собачьей упряжке. Это он записывал на своем пути: «Пишу на привалах короткие заметки в блокнот. В тундре потеплело, всего лишь двадцать гра дусов холода». В это ■же время увлекся сахалинской темой В. Канторович, да так, что на десятилетия остался верным этому своему увлечению. В статье о литературе М. Горький пи сал: «Урал, Сибирь, Волга и другие обла сти вне поля зрения старой литературы... и жизнь огромной страны, богатейшей раз нообразным человеческим материалом, не отразилась в книгах классиков с той полно той, с которой могла отразиться». В совет ские годы это положение стало довольно быстро исправляться. Появились повести и романы о жизни людей бывших окраин, медвежьих углов, о том, как эти люди участвуют в строительстве нового общест ва. Имена В. Зазубрина, Вс. Иванова, Л. Сейфуллиной стали известны всей стра не. А со второй половины двадцатых годов в Сибири, как и повсюду, все более замет ным стало значение очерка. Сибиряки хоро шо звали свой край и рассказывали о нем интересно, увлеченно. Один из очеркистов приводил слова далекого предка: «Понеже Сибирсь так пространством велика, что она всей Европе равняется». В очерках ^перед читателями предстала именно вся Сибирь— от Ледовитого океана и до Кулундинской степи. Уже в 1926—1927 гг. обратили на себя внимание «Тельбесские зарисовки» М. Крав- кова, в которых автор рассказывал о пер вых шагах промышленного Кузбасса, о рас тущем металлургическом заводе. Чуть позже с очерками «о далекой провинции, которую завоевывает социализм», о новых отношениях в сибирской деревне выступил Л . Мартынов («Грубый корм»). Если М. Кравков писал в основном лишь о Куз бассе, то Л . Мартынова интересовали чер ты нового, где бы они ни проявлялись. В очерке «Горы, руды, люди» он писал о рид- дерских шахтах, о строящемся заводе, ко торый уже дает... тонну цинка в сутки, в очерке «Турксибстрой» Л. .Мартынов рань ше других рассказал о будущей дороге, писал о недостатке квалифированных рабо чих на стройке и первых километрах пути, который называли «стальным .мостом через пустыню». После Л . Мартынова на Турксиб езди ли многие журналисты. «Дорога на Турке стан» — так озаглавил свой очерк А. Коп тело в, очевидно, уже в то время начавший работу над романом «Светлая кровь». «Стальной п о яс»— это был очерк Михаила Никитина. В своем очерке А. Коптелов об ращал внимание читателя на значение Турксиба для Сибири: «Новая дорога по может ускорить индустриализацию Сибири, изменит ее лицо. Сибирский край будет не только земледельческим, но и промышлен ным». Очерк, напечатанный в январе 1930 года, заканчивался словами: «В мае мы скажем: Турксиб построен». А уже в апре ле по дороге прошли первые поезда, и в мае «Сибирские огни» напечатали очерк Ми хаила Никитина. Мы видим, судя по очер кам А. Коптелова, Л. Мартынова, М. Ни китина, что сибирские публицисты как бы взяли под свое наблюдение постройку Турксиба. В очерке М. Никитина есть и история строительства, и репортаж с толь ко что открытой дороги. Очерк запечатлел важный момент завершения строительства, и автор, естественно, включил в свой рас сказ рапорт строителей об их победе, ко торая стала возможной лишь в годы Совет ской власти. В очерке М. Никитина передан непод дельный пафос пятилетки. «Я буду гово рить о Туркоибе. Я буду говорить о лю дях, растоптавших дикие пространства. Мне хочется, чтобы эти строки были столь же стремительны, как стремительны рель сы, брошенные в пустыню Кара-Кум. Мне хочется, чтобы дыхание моих слов было столь же коротко, как коротко дыхание солдат, бегущих в штурмовой колонне». В очерке М. Никитина, несмотря на всю искренность автора, есдь элемент красиво сти, излишней восторженности. Он ищет образ во что бы то ни стало, он любуется своими сравнениями. Все это не углубляет очерк, а уводит в сторону, ведет к экзоти ке, порой чрезмерной. «Стальные ножи рельс не напрасно распороли степь. Там, где плескалась бирюзовая вода степных мира жей,— там заструится темный дым заво дов...». «Темный дым заводов»— это не лучшее, что несет с собой индустриализа ция. Право же, любовь к красивому слову, образу здесь подвела очеркиста. Слабые стороны этого очерка были довольно ха рактерны для того времени. Главным же в нем было свидетельство очевидца о собы тии, сыгравшем огромную роль в деле раз вития Сибири и Средней Азии. Среди очеркистов Сибири 20—30-х годов особенно выделяются П. Стрижков и В. Итин. Первого отличало многообразие ин тересов, живой поиск, умение увидеть и рассказать о наиболее примечательных со бытиях. Второй был человеком одной боль шой страсти. Вивиан Итин писал стихи, статьи, очерки, он работал в редакции си бирского журнала. Но чем бы он ни зани мался, главным его делом, главной заботой был Северный морской путь. В своих больших путевых очерках «Выход к морю» и «Восточный вариант» В. Итин постоян но обращался к одной проблеме — освое нию Северного морском пути. Причем он не только теоретизировал. С Карской экс педицией прошел он из Оби через океан на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2