Сибирские огни, 1968, №1
тель именно в этом хозяйском отношении к делу видел главное завоевание социализ ма. Вероятно, поэтому Горький высоко ото звался о книжке рабкора Ивана Жиги «Думы рабочих», в которой искренне, правдиво рассказывалось о людях труда, их настроениях. Не обладая большими ли тературными достоинствами, работа Жиги, как в свое время и книжка А. Тодорского, была важна своей документальностью, тем, что шла непосредственно от имени трудя щегося человека. Отдельные страницы нашей «летописи современности» были отражены и в других произведениях — и в очерках Н. Погодина, и в книжках С. Третьякова; все больше выступал как очеркист Михаил Кольцов. Однако порой подлинного расцвета публи цистического очерка’ явилось начало тридца тых годов. 3 . Сотвор ени е т и р а Время, вперед! В 1930 году М. Горький написал: «Ши рокий поток очерков — явление, какого еще не было в нашей литературе. Никогда и ни где важнейшее дело познания своей страны не развивалось так быстро и в такой удач ной форме, как это совершается у нас. Очеркисты рассказывают многомиллионному читателю обо всем, что создается его энер гией на всем пространстве Союза Советов, на всех точках приложения творческой энергии рабочего класса». Горький отметил явление, которое стало особенно примеча тельным на рубеже двадцатых и тридцатых годов. Именно в эту пору очеркисты заявили о себе широко, начали дискуссию о месте и значении жанров в современной литературе. В начале 1931 года состоялось Первое Всероссийское производственное совещание очеркистов. На нем В. Ставский говорил об очерке как единстве «художественного об раза и публицистики» и подчеркивал, что это «единство, дающее совершенно новое качество — оперативность и в то же время массовость, и в то же время — сохраняющее способность эмоционального воздействия на читателя». Такие очерки -писали в ту пору Н. Тихонов и П. Павленко, Б. Галин и В. Ставский. Такие очерки писали М. Коль цов и Б. Агапов. Спустя три года, выступая на Всесоюзной конференции очеркистов, Кольцов не только сформулировал свои представления об очерке, но и мог конста тировать: «Советский очерк из созерцатель ного жанра уже стал жанром литературы... очерк нами превращен в острое оружие, которым мы сражаемся за социализм и ко торым побеждаем». Один из очеркистов написал в 1933 году: «Смотрю с борта самолета на великие про сторы родины. Вижу, как прорубаются ты сячекилометровые просеки в тайге, прово дятся новые дороги, телеграфные линии, рубятся новые стройки в глухомани, где вчера хозяйничал медведь. Такого строи тельства еще не ведала наша земля. Это неслыханное движение. Ему я пою свою песню». Да, это было незабываемое время для страны. Как сводки о победах, воспри нимались сообщения о социалистическом соревновании, И, пожалуй, не было ни од ной стройки, прииска, где бы ни побывали писатели. Ехали группами и поодиночке. В Среднюю Азию и на Урал, на Днепр и на Волгу, на Север и Дальний Восток. Вникали до тонкостей в дела предприятий, знакомились с людьми. И писали, «пели свою песню». «Правда», «Известия», «Литературная газета», журналы «Наши достижения» и «30 дней» почти в каждом номере давали очерки. Федор Гладков печатал свои очер ки о Днепрострое и оттуда же прислал свой очерк Валентин Катаев; Петр Павлен ко и Николай Тихонов, вернувшиеся из поездки по Туркмении, выпустили книги один — «Путешествие в Туркменистан», дру го й— «Кочевников». География писатель ских поездок становилась необычайно ши рокой. «Я ездил на Магнитострой,— писал Ф. Гладков,— был на Сельмашстрое — В Ростове-на-Дону, на Челябстрое, на мо сковских стройках». Некоторые стройки были особенно попу лярны, но очерки рассказывали не только о Днепрострое и Магнитке, они воссоздали широкую картину необычных по масштабу преобразований. При этом писатели пони мали, что они призваны запечатлеть собы тия исторические. П. Павленко в своих туркменских очерках отмечал: «Лет через пять записанное окажется легендой несу ществующей старины... Мы спешим литера турно зарегистрировать сегодняшний день». В писательских заметках было немало изумления. Н. Тихонов даже с некоторой иронией записал в своих «Кочевниках»: «Первая в мире, единственная статуя, изо бражающая туркменку, стоит у входа в Туркменкульт. Туркменка занята невероят ным делом: она читает книгу». Так было в 1930 году. Уже через несколько лет Н. Ти хонов не написал бы этих слов. Писатели знакомили страну со все но выми и новыми стройками. «Ледяной Эл ладой» назвал Иван Катаев Хибиногорск. И в его очерках немало восхищения, не поддельного восторга по поводу того, что за три года на шестьдесят восьмом граду се северной широты вырос «самый моло дой и диковинный из всех городов земного шара». Иван Катаев, как и многие другие очеркисты той поры, не идеализирует мест, 9 которых пишет. Он говорит и о нехват ке рукавиц и сапог, и о «тщательно взве шенном пайке». Жизнь этих людей автор считает спартанской, но он показывает, что они живут и не ропщут, что они не чувст вуют себя оторванными от всей страны. Вот почему их не устраивают общие места в лекции по международному положению.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2