Сибирские огни, 1968, №1
объятия фашизма. Писательница создала блестящий портрет «фабрики буржуазной идеологии» — газетного концерна Ульштей- на, отравляющего сознание миллионов •немцев. Надо ли говорить, что все, о чем писала Лариса Рейснер, имело отношение и к нашей стране, к нашей истории, потому что в современном мире все оказывается связанным — и далекие друг от друга стра ны, и разные общественные системы. Это хорошо понимал и поэт Владимир Маяковский, который говорил, что «в по ездке по Европе, в сравнении видишь наши •гулливеровские шаги». Как и в очерках Рейснер, у Маяковского в его парижских заметках запечатлено свое время. Оно вид но и в «веселеньком разговорчике в гер манском консульстве», где не хотят ставить визу на «красную книжку РСФСР», и в описании душевной опустошенности после военной буржуазной Франции: «Со времени •войны эта культура или стала, или выроди лась в истребляющую пропаганду империа лизма»,— замечает поэт. Но тут же восхи щается техническими достижениями, кото рыми Франция обязана предшествующим десятилетиям развития. Маяковский делает такое заключение: «Учись европейской технике, но организуй ее своей революцион ной волей — вот вывод из осмотров Е-вро- пы». Вывод из осмотров Америки поэт де лал спустя три года. Он увидел и богатство страны, и тяжелый труд рабочих, чистоту богатых кварталов и вонючие лужи бедных негритянских и итальянских районов, увидел могущество американской техники и опре деленную стандартизацию жизни, написал об остроте национальных и расовых отно шений. Маяковский произнес слова, которые в ту пору не обратили на себя особого внимания, а теперь показывают, сколь глу боко проник поэт-публицист в сущность положения США в буржуазном мире. «Может статься, что Соединенные Штаты сообща станут последними вооруженными защитниками безнадежного буржуазного дела... Цель моих очерков в предчувствии далекой борьбы изучить слабые и сильные стороны Америки». Замечания Л. Рейснер и И. Эренбурга («Письма из кафе») об угрозе фашизма, предупреждение В. Маяковского о «далекой борьбе» с американским капитализмом, ознакомление читателя с подлинными про тиворечиями и достижениями других стран — все это было 'началом той большой публицистики, связанной с рассказом о зарубежном мире, которая была развита в дальнейшем Михаилом Кольцовым, Юрием Жуковым, Даниилом Граниным, Виктором Некрасовым, Николаем Михайловым и дру гими писателями-публицистами. По Союзу Советов Романы и повести первого советского десятилетия, посвященные гражданской войне, а также началу социалистического строительства, такие, как «Доменная печь» Н. Ляшко и — особенно — «Цемент» Ф. Гладкова, несколько заслонили собой даж е те публицистические произведения, которые отразили меняющуюся жизнь со ветской страны. Разумеется, по своему уровню статьи и очерки той поры были далеко не одинаковыми, но во многих из них есть черты важные, характерные для самой эпохи. Среди авторов произведений, возникших в результате поездок по родной стране, мы снова находим Ларису Рейснер. После Германии она побывала на Урале и в Донбассе и выпустила свою последнюю книгу «Уголь, железо и живые люди». Вер ная своему журналистскому принципу все увидеть самой, Рейснер живет в шахтер ском поселке, спускается в забой, разгова ривает там с шахтерами, чувствует сама и умеет передать читателю «всю ответствен ность партии, которую она несет на себе за исполнение своей социальной программы». В то самое время, как Рейснер ездит по Уралу и Донбассу, другая писательница- журналистка Мариетта Шагинян изучает труд на текстильных фабриках Ленинграда, пишет так называемые «Текстильные рас сказы»— и «Невскую нитку», и «Фабрику Торнтон», и «Три ста.нка». Интересно от метить, что, прежде чем написать эти очер ки, М. Шагинян сама изучала текстильное производство и даже стала... инструктором ткацкого дела. Из Ленинграда Шагинян поехала в Армению,— здесь она изучала работу марганцевых Чиатурских рудников, а затем медных рудников Зангезура. Ее очерки печатаются в «Заре Востока» и в «Известиях». В них, как всегда у Шагинян, подымаются практические вопросы. Писа тельница говорит о тяжелых условиях тру да в тех шахтах, где она побывала, пытает ся осмыслить «философию хозяйства», тенденцию его развития. И постепенно складывается у нее замысел романа «Гид роцентраль»... Из-за границы после долгого перерыва приезжает Горький. Он не был дома с 1921 года, знает об изменениях в нашей стране лишь по газетам и письмам. Теперь, в 1929 году, он отправляется в путь по стране. ,В результате рождаются его широко извест ные очерки «По Союзу Советов», в которых все время сопоставляется новое со ста рым,— это как бы. цепь ассоциаций, возни кающих у Горького, когда он видит места, где побывал десятилетия назад. Таково Баку, так не похожее на прежнее, Баку, где Горький слышит запомнившиеся ему слова о труде «на будущее, на наше государст во». Для Горького очень важным, едва ли не самым важным, и представляется этот новый характер труда при социализме. Он сочувственно приводит высказывание одного из рабочих: «На производстве наш брат обязан показать себя во всей своей силе, хозяином разумнее буржуазии, талантливее, живее. Покажем это — значит: дело сдела но». Путешествуя по Союзу Советов, на блюдая Баку, Днепрострой, Москву, писа
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2