Сибирские огни, 1968, №1

сторону пропасти, а эти самые мужики, рабочие и солдаты по другую?» Серафимо­ вич, писатель уже в ту пору достаточно известный, отвечал на это так: «Это все объясняет одно, но роковое слово: наступи­ ла социалистическая революция. И, как масло от воды, отделилось все имущее от неимущего...» С той же точностью и силой показывал писатель, «отчего затемни­ лись часто зоркие творческие глаза худож ­ ника». Об этой статье, как и о близкой к ней по содержанию — «Братья-писатели», стои­ ло бы говорить подробнее. И об ее стиле, и об образных средствах. Скажем о другом: они логически связаны со всей деятель­ ностью писателя в 1917—1920 гг. При таком отношении к событиям, при безоговорочной поддержке революции были естественными и работа Серафимовича в большевистских «Известиях», и сотрудничество в «Правде», и то, что уже в ноябре 1917 года он заду­ мал серию очерков о революционных собы­ тиях в Москве. Книга «Москва в огне боев» не была завершена. Но позднее, в «Изве­ стиях» и «Правде», читатель находил нема­ ло свидетельств писателя о бурной эпохе. «Гражданская война дала свежий, обильный материал,— писал А. Серафимович в своей автобиографии — Побывал на Восточном, Западном, Южном фронтах корреспонден­ том от «Правды». И этот материал в сумме с другими наблюдениями лег в.«Железный поток». Серафимович подчеркнул одну из важ ­ ных особенностей писательской публицисти­ ки — ее связь с другими жанрами литера­ туры. Так было у многих художников сло­ ва: статья и очерк предшествовали многим известным романам и повестям и, можно сказать, подготовили их появление. Важно и другое — с первых же шагов писатели и публицисты видели свой долг в непосредст­ венном участии в событиях. Мы знаем не­ мало таких примеров из писательской практики более позднего времени. Но так было уже и в дни гражданской войны. «Когда я ехал на фронт,— вспоминал Серафимович,— я думал,— наберу материал для будущих вещей, изучу обстановку, на­ коплю побольше фактов. Но, попав на фронт, я понял, что мои личные планы надо припрятать подальше. Надо было прежде всего помочь делу гражданской войны, помочь Красной Армии...» Перечитывая сегодня очерки, публико­ вавшиеся почти полвека назад на газетной полосе, а ныне вошедшие в собрание сочи­ нений писателя, видишь их, так сказать, «целевое назначение» — «помочь Красной Армии». Что же это за очерки, которые печатались чаще всего под рубрикой «Впечатления», о чем рассказывают такие произведения, как «Бой», «Политком», «Са- моисцеляющая сила», «На позиции», «Дон»? Какие задачи ставил перед собой писатель? Очевидно, таких задач несколько. Здесь и критика конкретных ошибок и недостатков, и эмоциональное воздействие на читателя- бойца. Вот почему, например, в очерке «Бой» рассказано не только о мужестве, но и о неудачах, даж е поражениях. Вот почему в очерке «Дон» писатель предупреждал об опасности шапкозакидательства, упоения победами. «Одно необходимо усвоить: при победах не кричать до самозабвения «ура», тогда и поражений не будет». Правдивость этих очерков, их смелость вызывали дове­ рие к писателю, говорившему в очерке «Бой», как отступали красные части, а в очерке «На позиции» о том, как плохо бой­ цу без писем, газет и табака. Серафимович рисует живой и вместе с тем почти аскети­ ческий образ человека, преданного револю­ ции, в очерке «Политком». Из очерков пи­ сателя видно место керреспондента на фронте, который не только наблюдает за всем, но и живет, как все. «На полу, в раз­ ных направлениях спят работники полити­ ческого отдела. Каждый из них клал под голову револьвер. Кладу и я». Писатели революции, ее публицисты по­ нимали, что являются очевидцами событий исторических. Вот почему молодой журна­ лист Кольцов так боялся, что эти события не будут сохранены для будущего, вот по­ чему Серафимович в очерке «Политком» го­ ворит своему герою, который не только ко­ миссар, но еще и художник, что он должен обязательно рисовать «то, что кругом со­ вершается». «Да ведь эти рисунки, эскизы, этюды драгоценностью будут. За них вам бесконечно будут благодарны и современни­ ки и потомство, ведь и сейчас и революция и гражданская война проходят мимо мол­ ча...» Чтобы так не случилось, и трудились в годы революции ее художники и поэты, ее летописцы. В письме писателю А. А. Кипену в нача­ ле лета 1921 года А. Серафимович, сообщая ему о гибели овоего сына, отмечал, что он ничего не пишет, только в газете работает. Это было незадолго до того, как писатель приступил к «Железному потоку». В 1917— 1920 гг. газетная, публицистическая работа была главным делом Серафимовича. Имен­ но эту его деятельность высоко оценил В. И. Ленин, именно о ней говорила вождю его сестра, секретарь «Правды» М. И. Уль­ янова. Известное письмо В. И. Ленина Се­ рафимовичу, датированное 21 мая 1920 го­ да, можно воспринять не только как одоб­ рение деятельности этого писателя, но и как свидетельство огромного значения, которое придавал Ленин писательской публицисти­ ке. «Ваши произведения и рассказы сестры внушили мне глубокую симпатию к Вам, и мне очень хочется сказать Вам, как н у ж- н а рабочим и всем нам Ваша работа...» Нас водила молодость... Лишь очень немногие старые художни­ ки, подобно Серафимовичу, с первых же дней революции пошли вместе с народом. Куда больше было в революции молодых

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2