Сибирские огни, 1968, №1
сторону пропасти, а эти самые мужики, рабочие и солдаты по другую?» Серафимо вич, писатель уже в ту пору достаточно известный, отвечал на это так: «Это все объясняет одно, но роковое слово: наступи ла социалистическая революция. И, как масло от воды, отделилось все имущее от неимущего...» С той же точностью и силой показывал писатель, «отчего затемни лись часто зоркие творческие глаза худож ника». Об этой статье, как и о близкой к ней по содержанию — «Братья-писатели», стои ло бы говорить подробнее. И об ее стиле, и об образных средствах. Скажем о другом: они логически связаны со всей деятель ностью писателя в 1917—1920 гг. При таком отношении к событиям, при безоговорочной поддержке революции были естественными и работа Серафимовича в большевистских «Известиях», и сотрудничество в «Правде», и то, что уже в ноябре 1917 года он заду мал серию очерков о революционных собы тиях в Москве. Книга «Москва в огне боев» не была завершена. Но позднее, в «Изве стиях» и «Правде», читатель находил нема ло свидетельств писателя о бурной эпохе. «Гражданская война дала свежий, обильный материал,— писал А. Серафимович в своей автобиографии — Побывал на Восточном, Западном, Южном фронтах корреспонден том от «Правды». И этот материал в сумме с другими наблюдениями лег в.«Железный поток». Серафимович подчеркнул одну из важ ных особенностей писательской публицисти ки — ее связь с другими жанрами литера туры. Так было у многих художников сло ва: статья и очерк предшествовали многим известным романам и повестям и, можно сказать, подготовили их появление. Важно и другое — с первых же шагов писатели и публицисты видели свой долг в непосредст венном участии в событиях. Мы знаем не мало таких примеров из писательской практики более позднего времени. Но так было уже и в дни гражданской войны. «Когда я ехал на фронт,— вспоминал Серафимович,— я думал,— наберу материал для будущих вещей, изучу обстановку, на коплю побольше фактов. Но, попав на фронт, я понял, что мои личные планы надо припрятать подальше. Надо было прежде всего помочь делу гражданской войны, помочь Красной Армии...» Перечитывая сегодня очерки, публико вавшиеся почти полвека назад на газетной полосе, а ныне вошедшие в собрание сочи нений писателя, видишь их, так сказать, «целевое назначение» — «помочь Красной Армии». Что же это за очерки, которые печатались чаще всего под рубрикой «Впечатления», о чем рассказывают такие произведения, как «Бой», «Политком», «Са- моисцеляющая сила», «На позиции», «Дон»? Какие задачи ставил перед собой писатель? Очевидно, таких задач несколько. Здесь и критика конкретных ошибок и недостатков, и эмоциональное воздействие на читателя- бойца. Вот почему, например, в очерке «Бой» рассказано не только о мужестве, но и о неудачах, даж е поражениях. Вот почему в очерке «Дон» писатель предупреждал об опасности шапкозакидательства, упоения победами. «Одно необходимо усвоить: при победах не кричать до самозабвения «ура», тогда и поражений не будет». Правдивость этих очерков, их смелость вызывали дове рие к писателю, говорившему в очерке «Бой», как отступали красные части, а в очерке «На позиции» о том, как плохо бой цу без писем, газет и табака. Серафимович рисует живой и вместе с тем почти аскети ческий образ человека, преданного револю ции, в очерке «Политком». Из очерков пи сателя видно место керреспондента на фронте, который не только наблюдает за всем, но и живет, как все. «На полу, в раз ных направлениях спят работники полити ческого отдела. Каждый из них клал под голову револьвер. Кладу и я». Писатели революции, ее публицисты по нимали, что являются очевидцами событий исторических. Вот почему молодой журна лист Кольцов так боялся, что эти события не будут сохранены для будущего, вот по чему Серафимович в очерке «Политком» го ворит своему герою, который не только ко миссар, но еще и художник, что он должен обязательно рисовать «то, что кругом со вершается». «Да ведь эти рисунки, эскизы, этюды драгоценностью будут. За них вам бесконечно будут благодарны и современни ки и потомство, ведь и сейчас и революция и гражданская война проходят мимо мол ча...» Чтобы так не случилось, и трудились в годы революции ее художники и поэты, ее летописцы. В письме писателю А. А. Кипену в нача ле лета 1921 года А. Серафимович, сообщая ему о гибели овоего сына, отмечал, что он ничего не пишет, только в газете работает. Это было незадолго до того, как писатель приступил к «Железному потоку». В 1917— 1920 гг. газетная, публицистическая работа была главным делом Серафимовича. Имен но эту его деятельность высоко оценил В. И. Ленин, именно о ней говорила вождю его сестра, секретарь «Правды» М. И. Уль янова. Известное письмо В. И. Ленина Се рафимовичу, датированное 21 мая 1920 го да, можно воспринять не только как одоб рение деятельности этого писателя, но и как свидетельство огромного значения, которое придавал Ленин писательской публицисти ке. «Ваши произведения и рассказы сестры внушили мне глубокую симпатию к Вам, и мне очень хочется сказать Вам, как н у ж- н а рабочим и всем нам Ваша работа...» Нас водила молодость... Лишь очень немногие старые художни ки, подобно Серафимовичу, с первых же дней революции пошли вместе с народом. Куда больше было в революции молодых
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2