Сибирские огни, 1968, №1

К Р Ш Т И К Л А. РУБАШКИН Летопись современности, 1. Г о л о с р е в о л ю ц и и В огне гражданской войны, среди голода и разрухи первых революционных лет роди­ лась литература нового мира. Не сразу да­ ла она своему читателю повесть или роман. Все начиналось с поэзии и публицистики. Помните: «Революцьонный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!». «Двенад­ цать» Александра Блока. И его же призыв­ ное, идущее из самых глубин души: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте Революцию». Поэзия и публицистика — вот два кры­ ла, подымавших литературу той поры до подлинных художественных высот. Поэзця, насыщенная публицистикой. Публицистика, согретая поэтическим ощущением времени. Читая статьи и очерки теперь уже далеких от нас лет, мы как бы возвращаемся на пять десятилетий назад и вместе с револю- ционныгйи солдатами и матросами слушаем голос революции. В. И. Ленин, как мы знаем, говорил о необходимости «делать постоянное дело публицистов — писать историю современно­ сти...» Эти ленинские \'лова хорошо знали те, кто на протяжении полувека, день за днем участвуя в строительстве новой жизни, рассказывал о великом подвиге, труде и горестях своего народа. Мы говорим прежде всего о публицистике писательской, хотя порой и трудно провести грань между рабо­ тами журналиста и писателя. Речь пойдет о наиболее значительных явлениях публици­ стики. Конечно, это будут лишь заметки, лишь начало большого труда о летописцах нашего времени. Первые страницы Одна из первых страниц нашей публи­ цистики написана Александром Серафимо­ вичем. В годы революции и гражданской войны он писал очерки, фронтовые коррес­ понденции, статьи, листовки-обращения к солдатам противника. В литературе об этом времени имя Серафийовича справед­ ливо ставят рядом с именами Маяковского и Бедного, выступавшими непосредственно от лица революционного народа. Но в чем- то очень важном Серафимовичу пришлось труднее. Из-за верности своим идеалам он пошел на разрыв со многими представите­ лями старой русской интеллигенции. Боль­ ше того, этот, тогда уже не молодой писа­ тель стал едва ли не первым советским военным корреспондентом. Во всяком слу­ чае Серафимович и Лариса Рейснер остави­ ли нам ценнейшие свидетельства современ­ ников о гражданской войне. Уже в статье «В капле» отразились главные черты публицистики Серафимови­ ча — страстность, полемичность, глубокая вера в правоту дела, за которое готовы от­ дать жизни только что обретшие свободу рабочие и крестьяне. В статье рассказано о том, как члены литературно-художествен­ ного кружка исключили из своих рядов писателя Серафимовича. Казалось бы, про­ сто факт биографии, частный случай. Но в нем увидел писатель главное — то расслое­ ние внутри интеллигенции, которое привело не просто к разрыву между Серафимовичем и Буниным или Чириковым, но к разрыву между пастью интеллигенции и народом. Статья затрагивала важные вопросы време­ ни, вот почему именно ее вспоминают, ха­ рактеризуя глубокий раскол в русской ин­ теллигенции после революции. Серафимович задавал полемический вопрос, в котором видно уж е его отношение к происходящему и его позиция: «Но как могло случиться, что представители русской литературы, распинавшиеся за мужика, за рабочего, за солдата, очутились по одну

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2