Сибирские огни, 1968, №1
К Р Ш Т И К Л А. РУБАШКИН Летопись современности, 1. Г о л о с р е в о л ю ц и и В огне гражданской войны, среди голода и разрухи первых революционных лет роди лась литература нового мира. Не сразу да ла она своему читателю повесть или роман. Все начиналось с поэзии и публицистики. Помните: «Революцьонный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!». «Двенад цать» Александра Блока. И его же призыв ное, идущее из самых глубин души: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте Революцию». Поэзия и публицистика — вот два кры ла, подымавших литературу той поры до подлинных художественных высот. Поэзця, насыщенная публицистикой. Публицистика, согретая поэтическим ощущением времени. Читая статьи и очерки теперь уже далеких от нас лет, мы как бы возвращаемся на пять десятилетий назад и вместе с револю- ционныгйи солдатами и матросами слушаем голос революции. В. И. Ленин, как мы знаем, говорил о необходимости «делать постоянное дело публицистов — писать историю современно сти...» Эти ленинские \'лова хорошо знали те, кто на протяжении полувека, день за днем участвуя в строительстве новой жизни, рассказывал о великом подвиге, труде и горестях своего народа. Мы говорим прежде всего о публицистике писательской, хотя порой и трудно провести грань между рабо тами журналиста и писателя. Речь пойдет о наиболее значительных явлениях публици стики. Конечно, это будут лишь заметки, лишь начало большого труда о летописцах нашего времени. Первые страницы Одна из первых страниц нашей публи цистики написана Александром Серафимо вичем. В годы революции и гражданской войны он писал очерки, фронтовые коррес понденции, статьи, листовки-обращения к солдатам противника. В литературе об этом времени имя Серафийовича справед ливо ставят рядом с именами Маяковского и Бедного, выступавшими непосредственно от лица революционного народа. Но в чем- то очень важном Серафимовичу пришлось труднее. Из-за верности своим идеалам он пошел на разрыв со многими представите лями старой русской интеллигенции. Боль ше того, этот, тогда уже не молодой писа тель стал едва ли не первым советским военным корреспондентом. Во всяком слу чае Серафимович и Лариса Рейснер остави ли нам ценнейшие свидетельства современ ников о гражданской войне. Уже в статье «В капле» отразились главные черты публицистики Серафимови ча — страстность, полемичность, глубокая вера в правоту дела, за которое готовы от дать жизни только что обретшие свободу рабочие и крестьяне. В статье рассказано о том, как члены литературно-художествен ного кружка исключили из своих рядов писателя Серафимовича. Казалось бы, про сто факт биографии, частный случай. Но в нем увидел писатель главное — то расслое ние внутри интеллигенции, которое привело не просто к разрыву между Серафимовичем и Буниным или Чириковым, но к разрыву между пастью интеллигенции и народом. Статья затрагивала важные вопросы време ни, вот почему именно ее вспоминают, ха рактеризуя глубокий раскол в русской ин теллигенции после революции. Серафимович задавал полемический вопрос, в котором видно уж е его отношение к происходящему и его позиция: «Но как могло случиться, что представители русской литературы, распинавшиеся за мужика, за рабочего, за солдата, очутились по одну
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2