Сибирские огни, 1968, №1
с врагами Советской власти. В партизанском полку имени Сожженных деревень выраста ет в замечательного разведчика малограмот ный крестьянский паренек Иван Назаров. Командует полком казак Григорий Петров. Бок о бок с ними дерутся украинцы степ ных районов Алтая, мордва, чуваши, алтай цы. А во время последнего боя за город в отряд вливаются рабочие. «В бою партизаны стали замечать, что бьются они не одни, что вливаются в их ряды люди в пальто, в куртках, в натянутых на глаза кепках, с красными лентами на рукавах; и еще заме тили партизаны, когда затих бой, запах: пахло от этих людей маслом, мазутом, как от косилок. Удивлялись партизаны: — Как это, паря, мы вас не застукали ночью вме сте с чехами?..— Видно, нюхом своего учуя ли,— улыбались слесари, токари, железно дорожники и крепко пожимали руки парти занам». Сложность и противоречивость обстанов ки предопределила и появление на арене борьбы таких людей, для которых путь к духовному прозрению был очень запутанным и нередко трагическим. Таков в повести Сте пан Шугайлов. Отчаянный храбрец, одним из первых вступивший в борьбу с колчаков цами, он в дни решительных битв оказался в стороне, не понял, что индивидуальный террор мало что мог изменить в ходе собы тий. Не понимал Шугайлов и того, что уда чи его на первых порах объяснялись под держкой крестьян. Его лихость вдохновляла мужиков. Но уже и в те дни Ефим Н аза ров сказал: «Шугайлов — что! Сила не в нем. Мужики обижены, скрывают его. Гу ляет, мужикам любо, толку мало: начальни ка милиции убил, другого прислали. Так, в поле ветер — в избе дым». Но когда в разгар партизанского движе ния Шугайлов отказывается вступить в отряд, собираясь «один делов больше наде лать», он тем самым обрекает себя на пол ную изоляцию и гибель. Скупо развернутая сцена неудачного покушения Шугайлова на карателя Фалалеева делает наглядной бес смысленность гибели этого смельчака-инди- видуалиста. Показывая столкновение двух враждеб ных сил, Зырянов не упрощает характеры врагов трудового народа. Фалалеев,, Четве риков, богатеи типа Гредасова — это не просто злодеи. В трактовке и понимании автора, они предстают живыми людьми со всеми своими страстями, чаяниями, жизнен ной философией. Драматично складываются в повести личные судьбы молодых людей. Желание пожить «красиво» делает Агашку Игнатчен- кову любовницей карателя Фалалеева и приводит к бесславной смерти. Калечит судьбу дочери Лимонка Скоков, выдав ее замуж за сына атамана. Но в отличие от Агашки, Марина Скокова не хочет «плыть по течению». Она любит Ивана Назарова и смело рвет со своей родней. История Ивана и Марины помогает автору еще глубже проникнуть в неодолимость процесса осво бождения крестьян от вековых пережитков (оказывается, одним из диких обычаев был запрет вступать в брак с иногородними), усиливает эмоциональную сторону повести и открывает перед писателем широкие воз можности раскрывать характеры героев через картины быта. В повести широко использованы народ ные фольклорные мотивы. И будь это про изведение Зырянова, к примеру, экранизи рованным, постановщику не пришлось бы разыскивать музыкальный материал в пе сенниках гражданской войны. Так и слы шишь это разливистое песенное многого лосье, в котором половодье чувств потря сенной событиями гражданской войны Сибири рвется наружу естественно и непринужденно. Песни в повести помогают часто домыслить то, что не получило своего законченного сюжетного воплощения. Надо заметить, что широкий эпический размах произведения мог бы претендовать на боль шую детализацию лиц и событий. Это справедливо почувствовали еще читатели 30-х годов. Но идейную проблему становле ния характера нового человека, формировав шегося в годы гражданской войны, пробле му духовного освобождения человека по весть решала правильно. Среди бумаг покойного писателя есть экземпляр рекомендации его в члены Союза писателей. Авторы рекомендации — В. Бах метьев, Н. Ляшко, С. Обрадович и В. Шиш ков — видят в В. Зырянове писателя, при несшего в молодую советскую литературу свою тему и свое художественное видение мира... Скульптурный портрет писателя под именем Красного партизана Алтая навсегда «прописан» в музее воинской славы. Пора и творческое наследие В. Зырянова «пропи сать» в истории советской литературы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2