Сибирские огни, 1968, №1
которых нельзя было вычитать из книг... Окончилась гражданская война. Вене дикт Зырянов возглавляет теперь продотря ды, работает в Бийском Уездном комитете, затем в Барнаульском Губполитпросвете. В 1922 году его посылают в Москву. Он учится на рабфаке имени М. И. Калинина, а затем — на экономическом факультете Института востоковедения. Перед способным студентом уже открывались заманчивые перспективы — занятия научной работой. Но учебу пришлось прервать. Страна приступила к грандиозному стро ительству. Требовались многочисленные кад ры командиров производства, партийных работников. Тогда-то ЦК ВКП (б) отзывает коммунистов из вузов, направляет на рабо ту в сельское хозяйство и промышленность. Зырянов — в числе первых посланцев пар тии. Он. возглавляет работу партийной орга низации Московской трикотажной фабрики «Красная заря», а в 1930 году, назначенный директором Хобдинского мясо-молочного совхоза № 48, едет в глухую Актюбинскую степь. Годы, проведенные в Казахстане, были для Зырянова, пожалуй, не легче, а труд нее лет гражданской войны. Здесь еще дол го сохранялись пережитки феодализма, от дельные племена вели кочевой образ жизни, климатические условия отличались необыч ной суровостью. Если же добавить к этому незнание языка, отсутствие опыта работы в животноводстве и многое другое, что обна ружилось по приезде, то легко представить, сколько ума, практической сметливости и политической зрелости требовалось от руко водителя совхоза. В первую же зиму в Хобдинский совхоз влили еще три соседних совхоза, оказав шихся без кормов и необходимых для зимовки скота помещений. Вместо шести тысяч в совхозе оказалось теперь около тридцати тысяч голов скота. Его надо было сохранить. Тут-то и развернулись способно сти Зырянова-хозяйственника. По берегам застывших речушек косили камыш, отыски вали лучшие места для баз, рыли колодцы. Подавал в работе пример сам директор. Он сутками не покидал седла, попадал и в бу раны и в проливные дожди, случалось, то нул в снегу и в разлившихся по весне реках. Хозяйство было очень громоздким: некоторые базы располагались в 80 кило метрах от центральной усадьбы. Жена пи сателя, Анфиса Дмитриевна, женщина ред кого мужества и выдержки, до сих пор не может без волнения вспоминать, какие испытания выпали на долю ее мужа в те годы, сколь напряженной была его повсед невная жизнь. Ведь помимо трудностей ор ганизационно-хозяйственных, приходилось на каждом шагу сталкиваться с открытыми и тайными врагами Советской власти. Но, как и в годы гражданской войны на Алтае, Венедикт Ермилович находил опору и под держку у честных тружеников. Растущее коллективное хозяйство несло бывшим бед някам не только материальную обеспечен ность. Теперь за хорошие показатели работы можно было заслужить такой почет, каким раньше не пользовались и родовые, аксака лы. Казахи умели это ценить. Дела совхоза шли в гору, росла извест ность его директора. Но неумолимый недуг уже подстерегал Зырянова. Тридцати четы рех лет, в расцвете сил, его свалил паралич ног. Ни лечение в московских клиниках, ни хирургическое вмешательство не помогли. Паралич постепенно прогрессировал, отка зывались слушаться кисти рук, болел позво ночник. Но коммунист Зырянов не мог пред ставить себя без работы. Едва оправившись после операции, на костылях, приходит он в Бауманский райком ВКП (б), выступает на предприятиях района как лектор-пропа гандист, делится своим богатым опытом партийной и хозяйственной работы. Комму нисты избирают Зырянова членом Б а уманского РК ВКП (б). Однако коварная болезнь все больше приковывала его к постели. В 30-х годах Зырянов написал очерки и рассказы, которые переносили читателя в места, где приходилось работать их автору, быть свидетелем и участником изменений, происходящих в жизни («Большевики в сте пи», «На дорогах пятилетки», «Цветы фаб ричные», «Карасан» и др.). 15 марта 1935 года Зырянов был принят кандидатом с члены ССП. И до конца дней не расставался он с кандидатской карточкой № 600, подписанной А. М. Горьким. В Москве, в Центральном музее Совет ской Армии можно увидеть работу скульп тора Г. Д. Лаврова «Красный партизан Алтая». Резец художника запечатлел мо мент, когда боец, не отрывая глаз от врага, перезаряжает ружье. Меховой малахай с заброшенными на плечи длинными ушами плотно надвинут на лоб, отчего партизан ская лента, перехлестнувшая козырек, ка жется продолжением линии чуть приплюс нутого носа. Губы резко очерчены, плотно сжаты; зубы стиснуты так, что желваки проступают сквозь кожу и делают худое лицо еще скуластее. Взгляд чуть скошенных к вискам глаз устремлен туда, куда в сле дующий момент будет послана пуля. А во всей фигуре воина, словно приготовившего ся к прыжку, чувствуется решительность и сила человека, вышедшего на смертельный бой. Такие не отступают. Этот скульптурный портрет Зырянова как-то по-особому «высветляет» в характере писателя черты, которые помогли ему ос таться в строю, не сдаться жестокому вра гу — болезни. Скульптура заставляет взгля нуть и на творчество Зырянова более пристально, понять причину, которая опре делила основной пафос большинства его произведений... В одном из первых рассказов писателя «Женалий база, или о чем и как складыва ются степные былины» — история духовного выпрямления пастуха Женалия предстает как волнующее событие, как знамение но вого времени.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2